Книга представляет собой по возможности всестороннее исследование модальной системы григорианского хорала. Григорианская звуковысотность рассмотрена не по средневековым трактатам, а по музыкально-литургическим рукописям, что имеет большое значение для понимания ее сути, так как между теорией и певческой практикой имелось множество несоответствий. Кроме того, в богатом музыкальном исполнительстве наблюдаются такие процессы и явления, которые строгой средневековой теорией, стремившейся к упорядочиванию и систематизации, не были учтены. Предметом исследования стали песнопения мессы как главного богослужебного чина, во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и причастие. Поскольку григорианский хорал – явление, оформившееся во второй половине VIII – начале IX века, были изучены песнопения тех жанров мессы, которые успели сложиться к этому времени, а именно проприя, чей текст менялся в зависимости от конкретного дня церковного календаря. Стремление к раскрытию подлинной григорианской модальности обусловило обращение к францисканской певческой традиции. Известно, что именно Орден францисканцев является главным носителем григорианского хорала, сохранившим его в чистоте и неизменности. Само по себе изучение единой музыкально-литургической традиции, в данном случае францисканской, осуществляется в музыкальной науке впервые. Книга адресована музыковедам-медиевистам, а также всем тем, кто любит Средневековье и средневековую культуру или испытывает к ним интерес.
Введение 7
Список сокращений 20
Иллюстрации 22
Глава I. Основные категории модальной системы григорианского хорала (к истории вопроса) 25
1.1. Определение модуса 25
1.2. Григорианские модусы 29
1.2.1. Первоначальные сведения 29
1.2.2. Модальная эволюция 31
1.3. Архаичные модусы 34
1.3.1. Архаичный модус ДО, или С 34
1.3.2. Архаичный модус РЕ, или D 34
1.3.3. Архаичный модус МИ, или Е 35
1.4. Модусы октоиха 35
1.4.1. Первый модус 37
1.4.2. Второй модус 38
1.4.3. Третий модус 39
1.4.4. Четвертый модус 40
1.4.5. Пятый модус 41
1.4.6. Шестой модус 42
1.4.7. Седьмой модус 43
1.4.8. Восьмой модус 44
1.5. Модусы простые и расширенные, полные и неполные 45
1.6. Модальная транспозиция 46
1.7. Модальная центонизация 47
1.8. Модальная модуляция 47
Глава II. Модальная организация песнопений францисканского проприя мессы 49
2.1. Полный перечень песнопений францисканского проприя мессы с их модальной атрибуцией 50
2.1.1. Интроиты 50
2.1.2. Градуалы 55
2.1.3. Стихи аллилуй 59
2.1.4. Трактусы 64
2.1.5. Оффертории 65
2.1.6. Коммунио 69
2.2. Роль отдельных модусов в репертуаре 73
2.2.1. Количество песнопений отдельных жанров в разных модусах 73
2.2.2. Отдельные модусы в хоральном репертуаре в целом 73
2.2.3. Соответствие модусов определенным жанрам 74
2.3. Модальная организация репертуара литургических периодов и санкторала 74
2.3.1. Литургический календарь 74
2.3.2. Интроиты 75
2.3.3. Градуалы 84
2.3.4. Аллилуйи 89
2.3.5. Трактусы 98
2.3.6. Оффертории 105
2.3.7. Коммунио 112
2.3.8. Заключение 120
Глава III. Состояния модусов 121
3.1. Модусы простые и расширенные 122
3.2. Модусы полные и неполные 129
3.3. Сила/слабость доминант и финалисов 131
3.3.1. Доминанты 131
3.3.2. Финалисы 132
3.3.2.1. Простая псалмодия трактусов 133
3.3.2.2. Антифонная псалмодия интроитов 133
3.3.2.3. Респонсорная псалмодия градуалов 134
3.3.2.4. Респонсорная псалмодия аллилуй 135
3.4. Нотные примеры 136
Глава IV. Трансмодализация 137
4.1. Понятие трансмодализации 137
4.2. Перечень трансмодализованных песнопений 139
4.3. Постановка проблемы 141
4.4. Анализ трансмодализованных песнопений 142
4.5. Предпосылки трансмодализации 157
4.6. Механизмы трансмодализации 158
4.7. Причины трансмодализации и мелодические прообразы (архетипы) 159
4.8. Выводы 163
4.9. Нотные примеры 164
Глава V. Транспозиция 187
5.1. Постановка проблемы 187
5.2. Перечень францисканских и ватиканских транспозиций 187
5.3. Интервал транспозиции 192
5.4. Сравнение францисканских и ватиканских транспозиций 192
5.5. Транспонируемые модусы 192
5.6. Модальные предпочтения при транспозиции 193
5.7. Знаки альтерации 193
5.8. Типы транспозиции 195
5.9. Транспозиции францисканского репертуара 200
5.10. Выводы 200
5.11. Нотные примеры 202
Глава VI. Слово и музыка в григорианском хорале 239
6.1. Общие сведения о правилах григорианской просодии и постановка проблемы 239
6.2. Анализ просодии в песнопениях францисканского проприя мессы 242
6.3. Обобщения анализа. Закономерности отступления от правил григорианской просодии 272
6.4. Приемы музыкальной изобразительности 275
6.5. Нотные примеры 279
Глава VII. Модальность и формообразование 283
7.1. Постановка проблемы 283
7.2. Нотный раздел 289
7.2.1. Первый модус 291
7.2.1.1. Интроиты 291
7.2.1.2. Псалмодия интроитов 295
7.2.1.3. Градуалы 297
7.2.1.4. Стихи градуалов 299
7.2.1.5. Аллилуйи 302
7.2.1.6. Францисканские аллилуйи 303
7.2.1.7. Стихи аллилуй 304
7.2.1.8. Стихи францисканских аллилуй 307
7.2.1.9. Оффертории 309
7.2.3.10. Коммунио 313
7.2.2. Второй модус 315
7.2.2.1. Интроиты 315
7.2.2.2. Псалмодия интроитов 317
7.2.2.3. Градуалы 318
7.2.2.4. Стихи градуалов 320
7.2.2.5. Аллилуйи 323
7.2.2.6. Стихи аллилуй 325
7.2.2.7. Трактусы 328
7.2.2.8. Оффертории 333
7.2.2.9. Коммунио 337
7.2.3. Третий модус 339
7.2.3.1. Интроиты 339
7.2.3.2. Псалмодия интроитов 342
7.2.3.3. Градуалы 343
7.2.3.4. Стихи градуалов 345
7.2.3.5. Аллилуйи 347
7.2.3.6. Стихи аллилуй 348
7.2.3.7. Оффертории 350
7.2.3.8. Коммунио 352
7.2.4. Четвертый модус 353
7.2.4.1. Интроиты 353
7.2.4.2. Псалмодия интроитов 355
7.2.4.3. Градуал 356
7.2.4.4. Стих градуала 357
7.2.4.5. Аллилуйи 358
7.2.4.6. Стихи аллилуй 359
7.2.4.7. Оффертории 361
7.2.4.8. Коммунио 365
7.2.5. Пятый модус 367
7.2.5.1. Интроиты 367
7.2.5.2. Псалмодия интроитов 368
7.2.5.3. Градуалы 369
7.2.5.4. Стихи градуалов 375
7.2.5.5. Аллилуйи 383
7.2.5.6. Стихи аллилуй 383
7.2.5.7. Оффертории 384
7.2.5.8. Коммунио 386
7.2.6. Шестой модус 388
7.2.6.1. Интроиты 388
7.2.6.2. Псалмодия интроитов 390
7.2.6.3. Аллилуйя 391
7.2.6.4. Францисканская аллилуйя 391
7.2.6.5. Стих аллилуйи 391
7.2.6.6. Стих францисканской аллилуйи 392
7.2.6.7. Оффертории 393
7.2.6.8. Коммунио 395
7.2.7. Седьмой модус 397
7.2.7.1. Интроиты 397
7.2.7.2. Псалмодия интроитов 400
7.2.7.3. Градуалы 401
7.2.7.4. Стихи градуалов 403
7.2.7.5. Аллилуйи 406
7.2.7.6. Стихи аллилуй 408
7.2.7.7. Оффертории 413
7.2.7.8. Коммунио 414
7.2.8. Восьмой модус 416
7.2.8.1. Интроиты 416
7.2.8.2. Псалмодия интроитов 417
7.2.8.3. Аллилуйи 418
7.2.8.4. Стихи аллилуй 420
7.2.8.5. Трактусы 424
7.2.8.6. Оффертории 429
7.2.8.7. Коммунио 435
7.3. Мелодическая структура 437
7.3.1. Первый модус 437
7.3.1.1. Интроиты 437
7.3.1.2. Псалмодия интроитов 438
7.3.1.3. Градуалы 438
7.3.1.4. Стихи градуалов 439
7.3.1.5. Аллилуйи 439
7.3.1.6. Францисканские аллилуйи 440
7.3.1.7. Стихи аллилуй 440
7.3.1.8. Стихи францисканских аллилуй 441
7.3.1.9. Оффертории 441
7.3.1.10. Коммунио 442
7.3.2. Второй модус 443
7.3.2.1. Интроиты 443
7.3.2.2. Псалмодия интроитов 443
7.3.2.3. Градуалы 443
7.3.2.4. Стихи градуалов 444
7.3.2.5. Аллилуйи 445
7.3.2.6. Стихи аллилуй 445
7.3.2.7. Трактусы 446
7.3.2.8. Оффертории 447
7.3.2.9. Коммунио 448
7.3.3. Третий модус 448
7.3.3.1. Интроиты 448
7.3.3.2. Псалмодия интроитов 449
7.3.3.3. Градуалы 449
7.3.3.4. Стихи градуалов 450
7.3.3.5. Аллилуйи 450
7.3.3.6. Стихи аллилуй 450
7.3.3.7. Оффертории 451
7.3.3.8. Коммунио 452
7.3.4. Четвертый модус 452
7.3.4.1. Интроиты 452
7.3.4.2. Псалмодия интроитов 453
7.3.4.3. Градуал 454
7.3.4.4. Стих градуала 454
7.3.4.5. Аллилуйи 454
7.3.4.6. Стихи аллилуй 455
7.3.4.7. Оффертории 455
7.3.4.8. Коммунио 456
7.3.5. Пятый модус 457
7.3.5.1. Интроиты 457
7.3.5.2. Псалмодия интроитов 457
7.3.5.3. Градуалы 458
7.3.5.4. Стихи градуалов 458
7.3.5.5. Аллилуйи 459
7.3.5.6. Стихи аллилуй 459
7.3.5.7. Оффертории 459
7.3.5.8. Коммунио 460
7.3.6. Шестой модус 460
7.3.6.1. Интроиты 460
7.3.6.2. Псалмодия интроитов 461
7.3.6.3. Аллилуйя 461
7.3.6.4. Францисканская аллилуйя 462
7.3.6.5. Стих аллилуйи 462
7.3.6.6. Стих францисканской аллилуйи 462
7.3.6.7. Оффертории 463
7.3.6.8. Коммунио 463
7.3.7. Седьмой модус 463
7.3.7.1. Интроиты 463
7.3.7.2. Псалмодия интроитов 464
7.3.7.3. Градуалы 464
7.3.7.4. Стихи градуалов 465
7.3.7.5. Аллилуйи 466
7.3.7.6. Стихи аллилуй 467
7.3.7.7. Оффертории 467
7.3.7.8. Коммунио 468
7.3.8. Восьмой модус 469
7.3.8.1. Интроиты 469
7.3.8.2. Псалмодия интроитов 469
7.3.8.3. Аллилуйи 469
7.3.8.4. Стихи аллилуй 470
7.3.8.5. Трактусы 471
7.3.8.6. Оффертории 472
7.3.8.7. Коммунио 473
7.4. Выводы 474
Заключение 479
Библиографический список 482