Редактор-корректор К. А. Жабинский.
Настоящее издание, приуроченное к 65-летию со дня рождения А. В. Михайлова (1938–1995), – второй из запланированной серии сборников, в которых преломляются и развиваются идеи крупнейшего отечественного ученого, а также по-своему освещаются отдельные направления его музыковедческих исследований. В центре внимания авторов – философские труды Аристотеля и Г. В. Лейбница, Вяч. И. Иванова и А. Лосева, художественное миросозерцание И. В. Гете У. Эко, Б. Григорьева и И. Бродского, композиторское наследие и эстетика творчества Г. Берлиоза, Н. Римского-Корсакова, Г. Малера, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, музыкально-исполнительское искусство М. Юдиной. Сборник адресован музыковедам, историкам культуры, эстетикам, филологам, искусствоведам, педагогам и студентам музыкальных вузов.
Зенкин К. Об эйдетических основаниях искусства («Лики» в живописи Бориса Григорьева и понятие лика в русской религиозно-философской мысли) 3 Зенкин К. Культура в пространстве музыкиМузыкальный смысл и его имя 37 Грешно ли христианину слушать Скрябина и был ли Прокофьев «мистическим онанистом»? 56 Музыка в «час нуль» культуры 71 Жабинский К. «Союз музыки и слова» в «Мексиканском дивертисменте» Иосифа Бродского 103 Жабинский К. «Поэтика» Аристотеля в зеркале «семиотического романа» Умберто Эко 121 Жабинский К. Против течения: Реквием Г. Берлиоза и эволюция жанра заупокойной мессы в XIX столетии 133 Зенкин К. О роли одного слова в операх Н. Римского-Корсакова 146 Жабинский К. О «Монне Ванне» С. Рахманинова – М. Слонова: хроника незавершенного сотрудничества 154 Зенкин К. Фаустовская тема в музыке С. Рахманинова 171 Жабинский К. Энтелехия в европейской художественной культуре: от И. В. Гете к Г. Малеру 181 Зенкин К. Николай Метнер в музыкальном мире своего времени 191 Жабинский К. Игорь Стравинский и традиции романтического бахианства (рецептивный аспект) 208 Жабинский К. Вариации ор. 27 для фортепиано А. Веберна как опыт культурного диалога (герменевтический комментарий) 217 Зенкин К. Мария Юдина в истории интерпретации старинной музыки 228 Зенкин К. На пути к подлинному Бетховену (изучая «бетховениану» Марии Юдиной) 249
Настоящее издание, приуроченное к 65-летию со дня рождения А. В. Михайлова (1938–1995), – второй из запланированной серии сборников, в которых преломляются и развиваются идеи крупнейшего отечественного ученого, а также по-своему освещаются отдельные направления его музыковедческих исследований. В центре внимания авторов – философские труды Аристотеля и Г. В. Лейбница, Вяч. И. Иванова и А. Лосева, художественное миросозерцание И. В. Гете У. Эко, Б. Григорьева и И. Бродского, композиторское наследие и эстетика творчества Г. Берлиоза, Н. Римского-Корсакова, Г. Малера, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, музыкально-исполнительское искусство М. Юдиной. Сборник адресован музыковедам, историкам культуры, эстетикам, филологам, искусствоведам, педагогам и студентам музыкальных вузов.
Зенкин К. Об эйдетических основаниях искусства («Лики» в живописи Бориса Григорьева и понятие лика в русской религиозно-философской мысли) 3 Зенкин К. Культура в пространстве музыки