Эстетика. Выпуск второй


  • Автор: Раппопорт С. Х.
  • Издательство: Московская консерватория Р. Валент, 2003
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 168
  • ISBN: 5-93439-056-2

Ответственный редактор В. Р. Колесниченко.


Конспект лекционного курса для послевузовского образования в музыкальных высших учебных заведений (в двух выпусках). Выпуск второй.

Раздел пятый. Художественное творчество и личность художника
1. Художественное творчество 6
Искусство и творчество. Определение. Продуктивное и репродуктивное начала. Признаки творчества. Характер художественной деятельности. Творчество и канон в искусстве. Кажимость творчества. Эвристическая мощь искусства
2. Художественное сознание 13
Художественное творчество и художественное сознание. Главные его особенности. Структура художественного сознания. Представление: общая характеристика. Художественное представление. Память. Воображение. Интуиция
3. Художественные эмоции 23
Искусство и эмоции: неразрывный союз? Продукт творчества. Два рода эмоций. Творческий процесс и эмоции автора. Творческий процесс и эмоции искусства. Инструмент авторского творчества. Обыденные чувствования в искусстве. В творчестве «потребителей», «Умные эмоции» и «чувствуемые мысли»
4. Художественно-психологические установки 36
Понятие «художественно-психологическая установка». Общая характеристика. Типы ХПУ. Креативные установки. «Внешние» перцептивные установки. «Внутренняя» перцептивная установка
5. Свобода и обусловленность художественного творчества 44
Необходимость свободы, неизбежность обусловленности. В дальнем круге. Художественные детерминанты. Основания обусловливающих систем. Принципы авторского творчества. Художественное направление, художественная школа, творческая манера художника. Внешнехудожественные детерминанты. Ангажированное творчество
6. Сочинение 54
Характер и структура. Предварительная стадия. Формирование замысла. Разработка замысла. Заключительная стадия. Послеродовой период
7. Восприятие 66
Определение. Три рода восприятий. «Вертикальная» составляющая. Перцепция. Чувственно-сверхчувственный уровень. Знаковый слой. Сверхчувственное восприятие. Высший слой. «Горизонтальная» составляющая
8. Исполнение 75
Определение. Внехудожественное исполнительство в искусстве. Интерпретация как репродуцирование. Интерпретация как творчество. Процесс исполнительского творчества. Фиксация «вторичного» сочинения. Выступление
9. Личность художника. Художественная одаренность и художественный талант 88
Профессия художника и его личность. Какие качества художнику надобны? Художественная одаренность и художественная способность. Талант и гений. От одаренности к таланту. Превращения
Раздел шестой. Теория истории искусства. Историко-художественный процесс и историческая жизнь произведения искусства
1. Теория истории искусства: круг основных проблем 100
Теория и история. Двоякое значение. Нарративное знание. Острая потребность. Метатеория исторического искусствоведения. Круг основных проблем
2. Историко-художественный процесс 107
Принцип историзма. «Неисторический» подход. «Исторический» подход. Художественный прогресс. Типологическое и уникальное в истории искусства
3. Художественный организм эпохи 116
Определения. Проблема периодизации истории. Исходные положения. Комплекс обусловливающих систем. Интегративный показатель. От эпохи к эпохе. История искусства и историческая антропология
4. Историческая жизнь произведения искусства 125
К определению понятия. Возможности исторической жизни произведения… и условия их реализации. Художественно-психологический резонанс. Теоретическая модель и реальный процесс
5. Содружество искусств 132
Содружество искусств: разных эпох и регионов. Содружество искусств: прошлого и современного. Содружество искусств: инородного и «своего». Конец XX в. и далее
В завершение штудий 142
Футурология художественной жизни. История, устремленная в будущее. Первое предупреждение. В постиндустриальном обществе. Художественная жизнь: новые тенденции и перспективы. Поиск стабильности. Реализация возможностей или овозможение реальности? Не post, а proto
Литература 165