Материалы научной конференции "Памяти протоиерея Д.Разумовского" (Гимнология. Вып. 1)


  • Издательство: Композитор, 2000
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 664
  • ISBN: 5-89598-070-8

Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». (Гимнология. Вып. 1)

Ответственный редактор и составитель И. Е. Лозовая, редакторы Н. Городецкая, О. Живаева.


Первый выпуск «Гимнологии» содержит материалы конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (66 статей).
Серия:  Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского

От составителя 9

Условные сокращения 11

Velimirovic M. (Charlottesvill) Father Razumovsky and Byzantine chant 13 Шлихтина Ю. (Москва) Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского 19

Мерцалова О. (Москва) Д. В. Разумовский в письмах о церковном пении в России 26

Смоляков Б. (Москва) Вопросы современного научного изучения древнепевческой терминологии и их отражение в трудах Д. В. Разумовского 30

Архимандрит Макарий (Веретенников) (Свято-Троицкая Сергиева лавра) О службе Митрополиту Московскому Макарию 40

Чинякова Г. (Москва) Единство словесного, живописного и музыкального образа в богослужении на примере службы всем святым, в земле Русской просиявшим, XVI – XX вв. 50

Тулиатос Д. (Сент-Луис) Статус византийской музыки к XXI веку. Памяти Йоргена Раастеда 59

Статис Г. (Афины) Искусство пения в православном богослужении. Сущность византийского и поствизантийского пения 74

Василик В. (Санкт-Петербург) К датировке Богоявленского канона 87

Уханова Е. (Москва) Этапы развития восточно-христианского богослужения IX – начала XV в. в древнерусских списках Студийского Устава 101

Крашенинникова О. (Москва) Ранневизантийские источники славянского Октоиха XIII – XIV вв. 114

Schiødt N. (Copenhagen) Enigmatic neumes in the Kontakion repertoire. An examination based on the Akathistos hymn 122

Стефанович Д. (Белград) Церковно-славянская первооснова 138

Серегина Н. (Санкт-Петербург) Стихира и тропарь св. Кириллу Философу в нотированном Стихираре русской певческой традиции 146Шидловский Н. (Нью-Йорк) Об источниках древнерусского Стихираря в связи с развитием византийской музыкальной культуры XI – XV вв. 153

Алексеева Г. (Владивосток) Свидетельства певческих рукописей XII в. о взаимодействии византийской и древнерусской культур 162

Кириллин В. (Москва) К истории стихословия Великого Покаянного канона св. Андрея Критского в Древней Руси (наблюдения над формой) 171Осокина Е. (Москва) Методологические проблемы соотношения гимнографических и агиографических произведений (на материале текстов, посвященных княгине Ольге) 178

Фролов С. (Санкт-Петербург) Древнейший период истории знаменного пения. Новые материалы культурно-исторического контекста 188

Кантер А. (Москва) Об исполнении псалмов 102 и 145, «Блаженн» и тропарей на «Блаженнах» в чине Литургии 199

Лозовая И. (Москва) Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII – первой половины XV в.: мелодические варианты и версии в роспеве канонов 217

Гусейнова З. (Санкт-Петербург) Памятники музыкально-теоретической мысли в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря XV – XVII вв. 240

Герцман Е. (Санкт-Петербург) Загадки, оставленные Александром Мезенцем 249 Казанцева М. (Екатеринбург) Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в. 263

Кручинина А. (Санкт-Петербург) Певческая традиция прославления преподобного Кирилла Белозерского в XVI – XVII вв. (по материалам Кирилло-Белозерского собрания) 274

Попов А. (Санкт-Петербург) Техника композиции древнерусских роспевщиков (на примере Ирмология конца XVII в.) 281

Новиков А. (Санкт-Петербург) О текстологическом изучении нормативных композиций знаменного роспева (на примере воскресных стихир) 291

Ревунова А. (Санкт-Петербург) Традиция многораспевности в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря (на примере задостойника на Вознесение «Тя паче ума») 298

Тутолмина С. (Санкт-Петербург) «Фиты и строки мудрыя ис Треодеи» 306

Сушкевич Н. (Санкт-Петербург) Особенности формирования нотированных сборников начала XVII в. (по рукописи РНБ ОСРК Q I 1408) 319

Игошев Л. (Москва) Проблема певческих моделей 326

Пожидаева Г. (Москва) Принципы пространного (мелизматического) распева в русской гимнографии XV – XVII вв. 328

Богомолова М. (Москва) Многоголосие греческого роспева в записи «греческой» нотацией 348

Ясиновский Ю. (Львов) Репертуар греческого напева в украинских певческих сборниках 356

Шевчук Е. (Киев) Об атрибуции песнопений киевского роспева в многороспевном контексте украинской певческой культуры XVII – XVIII вв. 367

Конотоп А. (Москва) Строчное многоголосие в литургической практике XVII в. 377

Протопопов В. (Москва) Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII в. 395

Герасимова-Персидская Н. (Киев) Некоторые заметки по текстологии нотолинейных рукописей 403

Городецкая Н. (Москва) О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях середины XVII – начала XVIII в. (на материале рукописи ГИМ, Син. певч. собр. 657) 416

Дольская-Акерли О. (Канзас) Хоровое многоголосие русского барокко. Наблюдения над исполнительской практикой 429

Медведик Ю. (Дрогобыч) Некоторые аспекты текстологического исследования украинских духовных песен XVII – XVIII вв. 438

Заболотная Н. (Москва) Методы информатики в источниковедении древнерусского церковного пения 447

Резниченко Е. (Москва) Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского Института) 453

Захарьина Н. (Санкт-Петербург) О методике курса теории и истории строчного многоголосия 458

Агеева Е. (Москва) Гуслицкие рукописи Московской коллекции Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 464

Денисов Н. (Москва) К вопросу о соотношении письменной и устной версий песнопения в современной старообрядческой практике 472

Коняхина Е. (Екатеринбург) Гласовое пение старообрядческой службы как источник изучения древнерусской системы осмогласия 476

Денисова Н. (Екатеринбург) Певческие азбуки старообрядцев Урала. «Руководства справочного типа» в традиции часовенных 487

Коляда Е. (Москва) Древние музыкальные инструменты в церковно-славянских и русских переводах Священного Писания 495

Аревшатян А. (Ереван) Армянские средневековые «Толкования на гласы» 510

Андриадзе М. (Тбилиси) Грузинское нотное письмо. Пути расшифровки 517

Лебедев С. (Москва) Неизвестный трактат о музыке картезианского монаха 527

Москва Ю. (Москва) Антифонарий № 1553/V из библиотеки Львовского государственного университета им. И. Франко. Проблема исторической и географической локализации 538

Москва Ю. (Москва) О происхождении рифмованных оффициев (на материале рукописного Антифонария № 1553/V из библиотеки Львовского государственного университета им. И. Франко)

549 Резников Е. (Париж) Сравнительный подход к интерпретации крюков 556

Поспелова Р. (Москва) К изучению генезиса и феномена киевской нотации в контексте западных нотаций 563

Flindell F. (Berlin) Some early accounts concerning liturgical and secular music noted down by foreign travellers to Russia 572

Dixon G. (London) Some English Impressions of the Russian Church and its Music 583

Протоиерей Михаил Фортунато (Лондон) Роль П. И. Чайковского в истории церковного пения. Духовное завещание П. И. Чайковского 594

Плотникова Н. (Москва) Принципы обработки древних роспевов в творчестве А. Д. Кастальского 600

Антипова Т. (Москва) Виктор Калинников как представитель Новой московской школы церковной музыки 610 Захарова О. (Москва) Духовные произведения Н. С. Голованова 619

Тевосян А. (Москва) Основоположник американской русистики Альфред Сван 625

Зверева С. (Москва) Жанр историко-этнографического действа в музыке А. Д. Кастальского 638

Старостина Т. (Москва) О составной природе русских народнопесенных ладов 644

Смирнов Д. (Москва) К вопросу о ладовой концепции Е. Э. Линевой 652