Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». (Гимнология. Вып. 1)
Ответственный редактор и составитель И. Е. Лозовая, редакторы Н. Городецкая, О. Живаева.
Первый выпуск «Гимнологии» содержит материалы конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (66 статей).
Серия: Ученые записки Научного Центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского
От составителя 9
Условные сокращения 11
Velimirovic M. (Charlottesvill). Father Razumovsky and Byzantine chant 13
Шлихтина Ю. (Москва). Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского 19
Мерцалова О. (Москва). Д. В. Разумовский в письмах о церковном пении в России 26
Смоляков Б. (Москва). Вопросы современного научного изучения древнепевческой терминологии и их отражение в трудах Д. В. Разумовского 30
Архимандрит Макарий (Веретенников) (Свято-Троицкая Сергиева лавра). О службе Митрополиту Московскому Макарию 40
Чинякова Г. (Москва). Единство словесного, живописного и музыкального образа в богослужении на примере службы всем святым, в земле Русской просиявшим, XVI – XX вв. 50
Тулиатос Д. (Сент-Луис). Статус византийской музыки к XXI веку. Памяти Йоргена Раастеда 59
Статис Г. (Афины). Искусство пения в православном богослужении. Сущность византийского и поствизантийского пения 74
Василик В. (Санкт-Петербург). К датировке Богоявленского канона 87
Уханова Е. (Москва). Этапы развития восточно-христианского богослужения IX – начала XV в. в древнерусских списках Студийского Устава 101
Крашенинникова О. (Москва). Ранневизантийские источники славянского Октоиха XIII – XIV вв. 114
Schiødt N. (Copenhagen). Enigmatic neumes in the Kontakion repertoire. An examination based on the Akathistos hymn 122
Стефанович Д. (Белград). Церковно-славянская первооснова 138
Серегина Н. (Санкт-Петербург). Стихира и тропарь св. Кириллу Философу в нотированном Стихираре русской певческой традиции 146
Шидловский Н. (Нью-Йорк). Об источниках древнерусского Стихираря в связи с развитием византийской музыкальной культуры XI – XV вв. 153
Алексеева Г. (Владивосток). Свидетельства певческих рукописей XII в. о взаимодействии византийской и древнерусской культур 162
Кириллин В. (Москва). К истории стихословия Великого Покаянного канона св. Андрея Критского в Древней Руси (наблюдения над формой) 171
Осокина Е. (Москва). Методологические проблемы соотношения гимнографических и агиографических произведений (на материале текстов, посвященных княгине Ольге) 178
Фролов С. (Санкт-Петербург). Древнейший период истории знаменного пения. Новые материалы культурно-исторического контекста 188 Кантер А. (Москва). Об исполнении псалмов 102 и 145, «Блаженн» и тропарей на «Блаженнах» в чине Литургии 199
Лозовая И. (Москва). Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII – первой половины XV в.: мелодические варианты и версии в роспеве канонов 217
Гусейнова З. (Санкт-Петербург). Памятники музыкально-теоретической мысли в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря XV – XVII вв. 240
Герцман Е. (Санкт-Петербург). Загадки, оставленные Александром Мезенцем 249
Казанцева М. (Екатеринбург). Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в. 263
Кручинина А. (Санкт-Петербург). Певческая традиция прославления преподобного Кирилла Белозерского в XVI – XVII вв. (по материалам Кирилло-Белозерского собрания) 274
Попов А. (Санкт-Петербург). Техника композиции древнерусских роспевщиков (на примере Ирмология конца XVII в.) 281
Новиков А. (Санкт-Петербург). О текстологическом изучении нормативных композиций знаменного роспева (на примере воскресных стихир) 291
Ревунова А. (Санкт-Петербург). Традиция многораспевности в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря (на примере задостойника на Вознесение «Тя паче ума») 298
Тутолмина С. (Санкт-Петербург). «Фиты и строки мудрыя ис Треодеи» 306
Сушкевич Н. (Санкт-Петербург). Особенности формирования нотированных сборников начала XVII в. (по рукописи РНБ ОСРК Q I 1408) 319
Игошев Л. (Москва). Проблема певческих моделей 326
Пожидаева Г. (Москва). Принципы пространного (мелизматического) распева в русской гимнографии XV – XVII вв. 328
Богомолова М. (Москва). Многоголосие греческого роспева в записи «греческой» нотацией 348
Ясиновский Ю. (Львов). Репертуар греческого напева в украинских певческих сборниках 356
Шевчук Е. (Киев). Об атрибуции песнопений киевского роспева в многороспевном контексте украинской певческой культуры XVII – XVIII вв. 367
Конотоп А. (Москва). Строчное многоголосие в литургической практике XVII в. 377
Протопопов В. (Москва). Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII в. 395
Герасимова-Персидская Н. (Киев). Некоторые заметки по текстологии нотолинейных рукописей 403
Городецкая Н. (Москва). О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях середины XVII – начала XVIII в. (на материале рукописи ГИМ, Син. певч. собр. 657) 416
Дольская-Акерли О. (Канзас). Хоровое многоголосие русского барокко. Наблюдения над исполнительской практикой 429
Медведик Ю. (Дрогобыч). Некоторые аспекты текстологического исследования украинских духовных песен XVII – XVIII вв. 438
Заболотная Н. (Москва). Методы информатики в источниковедении древнерусского церковного пения 447
Резниченко Е. (Москва). Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского Института) 453
Захарьина Н. (Санкт-Петербург). О методике курса теории и истории строчного многоголосия 458
Агеева Е. (Москва). Гуслицкие рукописи Московской коллекции Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 464
Денисов Н. (Москва). К вопросу о соотношении письменной и устной версий песнопения в современной старообрядческой практике 472
Коняхина Е. (Екатеринбург). Гласовое пение старообрядческой службы как источник изучения древнерусской системы осмогласия 476 Денисова Н. (Екатеринбург). Певческие азбуки старообрядцев Урала. «Руководства справочного типа» в традиции часовенных 487
Коляда Е. (Москва). Древние музыкальные инструменты в церковно-славянских и русских переводах Священного Писания 495
Аревшатян А. (Ереван). средневековые «Толкования на гласы» 510
Андриадзе М. (Тбилиси). Грузинское нотное письмо. Пути расшифровки 517
Лебедев С. (Москва). Неизвестный трактат о музыке картезианского монаха 527
Москва Ю. (Москва). Антифонарий № 1553/V из библиотеки Львовского государственного университета им. И. Франко. Проблема исторической и географической локализации 538
Москва Ю. (Москва). О происхождении рифмованных оффициев (на материале рукописного Антифонария № 1553/V из библиотеки Львовского государственного университета им. И. Франко) 549
Резников Е. (Париж). Сравнительный подход к интерпретации крюков 556
Поспелова Р. (Москва). К изучению генезиса и феномена киевской нотации в контексте западных нотаций 563
Flindell F. (Berlin). Some early accounts concerning liturgical and secular music noted down by foreign travellers to Russia 572
Dixon G. (London). Some English Impressions of the Russian Church and its Music 583
Протоиерей Михаил Фортунато (Лондон). Роль П. И. Чайковского в истории церковного пения. Духовное завещание П. И. Чайковского 594 Плотникова Н. (Москва). Принципы обработки древних роспевов в творчестве А. Д. Кастальского 600
Антипова Т. (Москва). Виктор Калинников как представитель Новой московской школы церковной музыки 610
Захарова О. (Москва). Духовные произведения Н. С. Голованова 619
Тевосян А. (Москва). Основоположник американской русистики Альфред Сван 625
Зверева С. (Москва). Жанр историко-этнографического действа в музыке А. Д. Кастальского 638
Старостина Т. (Москва). О составной природе русских народнопесенных ладов 644
Смирнов Д. (Москва). К вопросу о ладовой концепции Е. Э. Линевой 652