Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток – Русь – Запад. (Гимнология. Вып. 3)
Составитель, ответственный редактор И. Лозовая. Редактор О. Живаева.
Сборник включает материалы международной научной конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток – Русь – Запад (к 2000-летию от Рождества Христова)», которая проводилась в Московской государственной консерватории в 2000 году. Основную часть сборника составляют новейшие исследования, посвященные истории и теории древнерусской певческой традиции, также значительное место занимают исследования литургической и певческой культуры стран византийского церковного обряда и Западной Европы.
Miloš Velimirovič (Charlottesville). Russia’s Place in Transmission of Christian Chants
Милош Велимирович (Шарлоттсвилль). Место Руси в трансмиссии христианских песнопений 5
Анна Аревшатян (Ереван). Жанровая типология шараканов в системе восточнохристианской гимнографии
Anna Arevshatyan (Erevan). The Genre Typology of «Sharakan» Hymns in the System of the Eastern Christian Hymnography 12
Манана Андриадзе (Тбилиси). Особенности песнопений всенощного бдения в Грузии (на материале литургических и нотописных рукописей)
Manana Andriadze (Tbilisi). Peculiarities of Vespers Vigil Hymns in Georgia (on the Material of Liturgical and Musical Manuscripts) 21
Юлия Шлихтина (Стокгольм). Тропари царских часов: история цикла (на материале армянских, грузинских, византийских и славянских богослужебных рукописей IV – XIII вв.)
Yuliya Shlikhtina (Stockholm). The Troparia of the Great Hours: History of the Cycle (on Materials of the Armenian, Georgian, Byzantine and Slavic Church Service IV – XIII c.) 30
Sandra Martani (Parma). The Medieval Lists of Ekphonetic Neumes in the Greek Manuscripts
Сандра Мартани (Парма). Средневековые перечни экфонетических знаков в греческих рукописях 39
Наталия Заболотная (Москва). Функциональные особенности богослужебных певческих книг эпохи Студийского устава
Nataliya Zabolotnaya (Moscow). Functional Properties of Church Chant Books of the Stoudios Typikon Period 53
Ирина Лозовая (Москва). Типология древнерусских Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу
Iriпа Lozovaya (Moscow). The Typology of the Early Russian Parakletikai and Their Relation to the Current Liturgical Typikon 64
Елена Коляда (Москва). Музыкальная терминология Геннадиевской Библии: источники и параллели
Elena Kolyada (Moscow). Musical Terminology of the Gennadij Bible: Sources and Parallels 74
Маргарита Есипова (Москва). Било в традициях древних религий: христианство и буддизм
Margarita Esipova (Moscow). Semantrons in Traditions of the Ancient Religions: Christianity and Buddhism 86
Нина Захарьина (С.-Петербург). О понятии «певческая книга» в древнерусских рукописях
Nina Zakhar’ina (St.-Petersburg). On the Concept of «Chanting Book» in Early Russian Manuscripts 94
Галина Пожидаева (Москва). Историко-литургические предпосылки пространного пения в Московской Руси
Galina Pozhidaeva (Moscow). Die historischen und liturgischen Vorbedingungen des melismatischen Gesanges in der Moskauer Rus’ 108
Наталья Серегина (С.-Петербург). Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов
Natalia Seregina (St.-Petersburg). Melismatic Style in the Genre of Repentant Verses 127
Зивар Гусейнова (С.-Петербург). Сакральные элементы в музыкально-теоретических руководствах XVII века
Zivar Guseynova (St.-Petersburg). Sacred Elements in the 17th century Handbooks on Theory of Music 139
Оксана Живаева (Москва). О традиции исполнения кафизм в Русской Церкви
Oksana Zhivaeva (Moscow). Uber die Tradition des Kafismgesanges in der Russischen Kirche 150
Екатерина Смыка (Берлин). Праздник перенесения мощей св. Николая: ранняя русская гимнографическая традиция
Ekaterina Smyka (Berlin). The Fest of the Translation of the Relics of St. Nicholas: Early Russian Hymnographic Tradition 159
Наталия Рамазанова (С.-Петербург). Древнерусский роспевщик за чтением Псалтири
Nataliya Ramazanova (St.-Petersburg). An Old Russian Melodos Chanting Psalter 170
Юрий Ясиновский (Львов). О репертуаре ирмосов и канонов в украинской певческой практике
Yury Yasinovsky (L’vov). On the Repertoire of Heirmoi and Canons in the Ukrainian Chant Practice 186
Весна Пено (Белград). Причастная песнь в сербском унисонном пении нового периода
Vesna Peno (Beograd). The Communion Hymn in the Late Serbian Monodic Chant Tradition 198
Мария Пишлёгер (Вена). Об изучении мелодических формул позднего ирмологического пения Константинопольской Церкви
Mariya Pischlöger (Wien). Ǘber die Erforschung der melodischen Formeln des späten heirmologischen Gesanges der byzantinischen Kirche 225
Протоиерей Михаил (Фортунато) (Лондон). Киевский роспев в восприятии регента
Priest Michael Fortounatto (London). The Kievan Chant in the Experience of the Choirmaster 238
Анатолий Конотоп (Москва). Строчное многоголосие и фольклор
Anatoly Konotop (Moscow). Early Russian (Strochnaja) Polyphony and Folklore 247
Николай Денисов (Москва). К вопросу о поэтической организации богослужебных текстов
Nikolay Denisov (Moscow). On the Question of Poetic Organization of Hymnographic Texts 254
Иеромонах Лазарь (Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Реформа певческой нотации XVII в.
Hieromonk Lazar’ (Svyato-Troitskaya Sergieva Laura). The Reform of Musical Notation in the 17th Century 272
Юлия Москва (Москва). Францисканская литургия в рукописях Государственного Исторического Музея в Москве
Yuliya Moskva (Moscow). Franciscan Manuscripts in the State Historical Museum in Moscow 294
Нина Герасимова-Персидская (Киев). Гипотеза и факт – некоторые притчи в истории музыки XVII в.
Nina Gerasimova-Persidskaya (Kiyev). Hypothesis and Fact. Some Parables in the History of the 17th-century Music 305
Наталия Гурьева (Москва). Осмогласные циклы Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына
Nataliya Gur’yeva (Moscow). Octoechos Cycles of Russian Liturgy by Stefan Belyaev and Petr Noritsin 312
Екатерина Андреева (Москва). В. М. Металлов. Биографический очерк
Ekaterina Andreeva (Moscow). V. M. Metallov. Biographical Essay 334
Антон Укурчинов (Кострома). Методы изучения гласового обихода XIX – XX вв.: историография или этномузыкология?
Anton Ukurchinov (Kostroma). Research Methods of the 19th- and 20th-century Octomodal Daily Practice: Historiography or Ethnomusicology? 345
Николай Парфентьев (Челябинск). К проблеме типологизации явлений русской духовной музыки XX в.
Nikolay Parfentyev (Chelyabinsk). On the Problem of Typology of the Phenomena in the 20th-century Russian Spiritual Music 358
Наталья Парфентьева (Челябинск). Творческие принципы древнерусских мастеров и их воплощение в духовной музыке XX в.
Nataliya Parfentyeva (Chelyabinsk). Creative Principles of Old Russian Masters of Chant and Their Realization in the 20th-century Spiritual Music 366
Александр Тевосян (Москва). Храмовое действо и европейский концерт в историко-литургическом контексте XX в.
Alexander Tevosyan (Moscow). Church Rite and European Concert in the 20th-century Historical and Liturgical Context 380
Николай Шиманский (Минск). Литургическое многоголосие западного типа с точки зрения преобразовательного метода
Nikolay Shimanskiy (Minsk). Western Type of the Liturgical Many-voiced Singing from the Point of View of Transforming Method 393
Слово об Александре Тевосяне
In Memory of Alexander Tevosyan 409
Список сокращений
List of Abbreviations 412
К сведению авторов «Гимнологии»
Information for the Authors of «Hymnology» 417