Теория современной композиции


  • Издательство: Государственный институт искусствознания, Московская консерватория «Музыка», 2005
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 624
  • ISBN: 5-7140-0309-8

Ответственный редактор В. С. Ценова.


Коллективный труд, созданный на кафедре теории музыки Московской консерватории, посвящен острейшим проблемам музыкального искусства 2-й половины XX века. В нем не только обобщены и систематизированы уже имеющиеся научные данные из самых авторитетных отечественных и зарубежных изданий, но и предлагаются новейшие, прежде не публиковавшиеся разработки авторского коллектива. В качестве учебного пособия может быть использовано для студентов – музыковедов, композиторов, а также музыкантов других специальностей, стремящихся познать специфику новейшего музыкального искусства.

Предисловие 9
Часть I Введение Глава 1. Музыкальная хронология ХХ века (А. С. Соколов) 14 Глава 2. Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления (Г. В. Григорьева) 23 Глава 3. Специфика теории современной композициии проблемы анализа (Т. С. Кюрегян) 40
Часть II Общие проблемы современной композиции Глава 4. Новый звук и нотация 50 (М. И. Катунян)

 

1. Терминология и типология 53
2. Формы и функции звукового материала 63
3. Формы существования звука 64
4. Нотация 64 Глава 5. Музыкальное время. Ритм (В. С. Ценовa)
1. Новейшее время Новейшего времени 71
2. Музыка в чистом времени 80
3. Основные музыкальные концепции времени ХХ века 83
4. Очарованные Числом 109 Глава 6. Гармония. Звуковысотная структура 122 (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова)
1. Понятие гармонии в ХХ веке 122
2. Общие законы гармонии ХХ века 125
3. Общий принцип гармонии ХХ века 129
4. Элементы системы 130
5. Структурные уровни гармонии 137
6. Литература о новой гармонии 149
7. Виды гармонии 151
8. Числовой вектор гармонии 156 Глава 7. Полифония. Музыкальное письмо 164 (Т. Н. Дубравская, Т. С. Кюрегян, И. К. Кузнецов, В. С. Ценова)
1. Понятие полифонии в ХХ веке 164
2. Музыкальное письмо 172
3. Новый контрапункт 182
4. Контрапункт: между прошлым и будущим 197
5. Фуга 202
6. Канон 215 Глава 8. Тембрика 235 (Ф. К. Караев)
1. Farben 236
2. Metastasis 238
3. Le Marteau sans Maître 241
4. Atmosphères 246
5. Livre pour orchèstre 257 Глава 9. Музыкальная форма (Т. С. Кюрегян) 266
Часть III Композиционные техники. Новые формы Глава 10. Двенадцатитоновые техники: серийность, сериализм, постсериализм 314 (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова)
1. Понятие и систематика двенадцатитоновости 314
2. К эволюции двенадцатитоновости в ХХ веке 315
3. Серийная двенадцатитоновость – додекафония 317
4. Многомерная серийность – сериализм 339
5. Постсериализм 354 Глава 11. Сонорика 382 (А. Л. Маклыгин, В. С. Ценова)
1. Сонорика как музыкальное явление 382
2. Сонорика как понятие 382
3. Регуляторы сонорности 384
4. Организация сонорного материала 386
5. Историко-стилевая типология сонорного материала 389
6. Фактурные формы сонорной музыки 393
7. Кластер 398
8. Звуковое поле и его параметры 400
9. Новейшие тенденции 401 Глава 12. Алеаторика (Т. С. Кюрегян) 412 Глава 13. Полистилистика 431 (Е. И. Чигарёва)
1. Определение. Эстетические основы полистилистики 431
2. Из истории полистилистики 433
3. Типология. Приемы и средства полистилистики 437
4. Полистилистика и музыкальная форма 445 Глава 14. Пространственная музыка (Е. В. Назайкинский, А. С. Соколов) 450 Глава 15. Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» 465 (М. И. Катунян)
1. Терминология 465
2. Философия 466
3. Принцип слушания 468
4. Материал 470
5. Гармония 470
6. Репетитивность 472
7. Техники и формы 473
8. «Новая простота» 485 Глава 16. «Новая сложность» (В. С. Ценова) 489 Глава 17. Электроакустическая музыка 505 (В. С. Ценова, А. И. Смирнов)
1. Немного истории 505
2. Конкретная музыка 508
3. Электронная музыка 510
4. Компьютерная музыка 511
5. Стохастическая музыка 514
6. Электроакустическая музыка. Акусматика 515
7. Еще раз о терминологии и хронологии 527
8. Примеры электронной музыки (обзор) 530 Глава 18. Спектральный метод (А. С. Соколов) 548 Глава 19. Смешанные техники (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова) 563 Глава 20. Новые индивидуальные формы 576 (Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова, М. Э. Дубов)
1. Проект сонорно-алеаторный: Э. Денисов, «Crescendo e diminuendo» 587
2. Проект сонорно-стохастический: Я. Ксенакис, «Тростниковые заросли» 596
Заключение (Ю. Н. Холопов) 612 Приложение 618