В книге профессора Московской консерватории Татьяны Алексеевны Гайдамович запечатлен многолетний опыт ее многогранной – преподавательской, музыковедческой, музыкально-общественной – деятельности. Обладая ярким литературным даром, автор в своих методических исследованиях, аналитических статьях, рецензиях, воспоминаниях (подавляющее большинство которых опубликовано ранее в различных изданиях) создает живые творческие портреты крупнейших музыкантов (особую ценность придает этому факт личного общения с ними автора), анализирует произведения концертного и камерно-инструментального жанра, раскрывает специфику их исполнительского прочтения различными солистами и камерными ансамблями. Издание снабжено фотографиями, которые дополняют текст. Книга адресована широкому кругу читателей, прежде всего музыкантам – как профессионалам, так и любителям.
Т. Хренников. Вместо предисловия 5 От автора 7
I. Встречи
Давид Федорович Ойстрах 11
Святослав Николаевич Кнушевицкий 28
Лев Николаевич Оборин 59
Александр Федорович Гедике 68
Галина Семеновна Козолупова 70
Николай Павлович Аносов 86
Василий Петрович Ширинский 88
Юрий Исаевич Янкелевич 91
Святослав Теофилович Рихтер 109
Леонид Борисович Коган 118
Даниил Борисович Шафран 124
Лев Константинович Книппер 129
Леопольд Витольдович Ростропович 147
II. Размышления
Искать и творить 163
На Международных конкурсах имени П. И. Чайковского
В классе М. Ростроповича 194
Личная тема – современность 207
«От Давыдова до наших дней» 215
Из записных книжек педагога 220
Диалоги с Н. Н. Шаховской. (из «Записных книжек педагога») 232
«Именно из регионов сегодня дует свежий ветер» 247
Свет молодости и радость открытий 253
Великая радость общения 262
III. Исследования
Фортепианное трио до мажор (К 548) Моцарта в классе камерного ансамбля 275
Пять сонат – четыре воплощения 290
Концерт Дворжака для виолончели как слышит его Гаспар Касадо 301
О фортепианном трио А. Рубинштейна (соч. 52) 311
Два варианта одного сочинения – два варианта его интерпретации (Вариации на тему рококо) 328
П. И. Чайковский. Трио Памяти великого художника (К истории создания и интерпретации) 343
Трио Чайковского и эпитафиальные традиции жанра 359
Заметки об «Элегическом трио» Рахманинова 368
Виолончельная соната Рахманинова и ее исполнители 381
Фортепианное трио Танеева 406
Фортепианное трио Д. Шостаковича. (История создания, комментарии, советы исполнителям) 425
IV. Из хроники концертной жизни Москвы
Зрелость артиста 455
Милош Садло 458
Концерты виолончелистов 459
Рождение нового трио 461
Святослав Кнушевицкий 462
Камерный оркестр К. Мюнхингера 462
Квартет Татраи 465
Чешский нонет 465
Два концерта Давида Ойстраха 467
Камерные вечера 469
Песни и фортепианные трио Шумана 469
Чешские композиторы 470
Квартет имени Большого театра 470
Авторский вечер Д. Шостаковича 471
«Капелла колониензис» 473
Шведский квартет 475
Квартетисты Грузии 476
Виолончелист Пьер Фурнье 477
Советская виолончельная музыка 478
Квартеты из Франции и Италии 480
Молодой ансамбль 485
«Кларион концертс» 488
Альма-трио 489
Комитасовцы 491
Югославские музыканты 492
Трио «Бухарест» 494
Литовский камерный 495
«Моцартеум» 496
Джульярдцы 498
Триумф в Генуе 500
Плодотворное содружество 503
Победа в Монреале 506
Рождение музыканта 509
Гармоничный музыкант 510
Тулузский камерный 512
В поисках больших радостей 514
Музыканты из Литвы 517
Результат поисков 519
Начало пути 522
Снова Генуя 524
Впервые в Белграде 528
Концерт виолончелистки 531
В ансамбле с советским музыкантом 533
Интересная программа 536
Секрет молодости 539