В книге Владимира Юрьевича Григорьева (1927-1997) – профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения – обобщены впечатления от встреч автора с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами и педагогами. В ней не только осмысление опыта работы мастеров прошлого, но и анализ современной методики обучения игре на скрипке, сделанный с учетом последних достижений психологии, физиологии, математики и физики.
Предисловие 3
Введение. Предмет методики 5
Глава 1. Музыкальные способности 9
Глава 2. Музыкальный слух 23
2.1. Слуховое ощущение скрипичного звука 23
2.2. Внутренние слуховые представления 28
Глава 3. Внимание 30
Глава 4. Специфика игрового движения 35
Глава 5. Скрипичная постановка 50
5.1. Общие принципы 52
5.2. Система постановки рук 54
5.2.1. Постановка правой руки и структура ее действий 55
5.2.2. Постановка левой руки и структура ее действий 62
Глава 6. Техника левой руки 67
6.1. Пассажная техника 69
6.2. Техника двойных нот 74
6.3. Аккордовая техника 76
6.4. Флажолеты 78
6.5. Пиццикато 79
6.6. Техническое мастерство скрипача: роль инструктивного материала 80
6.7. Некоторые рекомендации по развитию техники левой руки 81
Глава 7. Аппликатура 82
7.1. Общие принципы 82
7.2. Переходы 88
Глава 8. Вибрато 93
Глава 9. Интонация 98
Глава 10. Звукоизвлечение на скрипке 107
10.1. Качественные характеристики скрипичного звука 110
10.2. Объективные закономерности процесса звукоизвлечения 111
10.2.1. Механизм звукоизвлечения 112
10.2.2. Основные факторы звукоизвлечения 114
10.3. Овладение основными элементами звукоизвлечения 118
10.3.1. Протяженность и певучесть тона 119
10.3.2. Атака звука, смена смычка и филировка звучания 124
10.4. Дальнейшее совершенствование звукового мастерства скрипача 130
10.4.1. Развитие индивидуальной тембровой палитры 130
10.4.2. Работа над звуковой стороной воплощения музыкального сочинения 134
10.4.3. Специфика звукоизвлечения в зале и учет психофизиологических механизмов эстрадного состояния 141
Глава 11. Штрихи 144
11.1. Первая группа штрихов 145
11.1.1. Деташе 145
11.1.2. Легато 146
11.2. Вторая группа штрихов 148
11.3. Смешанные штрихи, соединение штрихов 153
Глава 12. Динамика 154
12.1. Динамические указания и их выполнение 156
12.2. Основные динамические нюансы и способы их исполнения 159
12.3. Искусство динамики 162
Глава 13. О роли времени в исполнительском и творческом процессе 164
Глава 14. Принципы изучения музыкального произведения 172
14.1. Процесс исполнительского воплощения сочинения 176
14.2. Основные задачи процесса изучения произведения 180
Глава 15. Система педагогических занятий с учащимися 186
15.1. Психологическая сторона педагогического процесса 186
15.2. Принципы индивидуального подхода к ученику 188
15.3. Система педагогических занятий в классе по специальности 192
15.4. Методика проведения урока по специальности 195
15.5. Базовые навыки и умения педагога 186
Глава 16. Система самостоятельных занятий 202
16.1. Работа над воплощением художественного содержания произведения 204
16.1.1. Общие принципы 204
16.1.2. Некоторые конкретные методы работы 211
16.2. Принципы самостоятельной работы над технологическими аспектами произведения 214
16.2.1. Методические подходы 214
16.2.2. Неверные приемы самостоятельных занятий 219
16.2.3. Темп в занятиях 221
16.2.4. Внимание и свобода исполнения 223
16.2.5. Работа над ошибками и развитие музыкальной техники 224
16.2.6. О роли эмоций 228
16.2.7. Кодовая форма исполнительского процесса и ее роль 230
16.2.8. Распределение времени занятий 231