Родился 17 апреля 1896 г. (30 апреля по н. с.) в г. Ростов-на-Дону в семье российских немцев. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета (1914-1917), брал частные уроки теории музыки у А. В. Никольского. По возвращении в Ростов-на-Дону завершил обучение в местном университете (1919) и поступил в Донскую консерваторию, где учился у М. Ф. Гнесина (теория музыки) и Н. З. Хейфица (фортепиано).
Параллельно подрабатывал инструктором и концертмейстером в рабочих и красноармейских клубах. По окончании учебы переехал в Москву, работал преподавателем в музыкальном техникуме сестер Гнесиных. В 1923 г. поступил на композиторское отделение Московской консерватории в класс С. Н. Василенко и Г. Л. Катуара, но через год сменил специальность, окончив в 1927 г. как музыковед с дипломной работой «Метротектонический анализ сонат Сергея Прокофьева», выполненной в классе М. В. Иванова-Борецкого (имя Фермана занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории).
У него же Ферман последующие три года совершенствовался в аспирантуре, занимаясь переводом на русский язык монографии Вальтера Дамса «Франц Шуберт» (опубликовано: М., 1928). В 1946–1948 гг. старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР. Его жена – Т. Н. Ливанова. Умер 23 марта 1948 г. в г. Москве.
Старший научный сотрудник (1946).
Педагогическая деятельность:
Начав работу в Московской консерватории как преподаватель в 1930 г., Ферман уже через пять лет получил звание профессора, а 1936-1943 гг. заведовал вновь организованной кафедрой истории музыки.
Вел общие и специальные курсы истории зарубежной музыки конца XVIII – начала XX вв. Был руководителем первых дипломников, окончивших консерваторию по специальности «история музыки».
Вернувшись из эвакуации, Ферман стал профессором в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, возглавив там в 1944-1947 гг. кафедру истории музыки.
Систематически выезжал вместе с Т. Н. Ливановой для чтения лекций и целых курсов истории музыки в Харьковскую консерваторию, участвовал в работе Белорусской консерватории, Ленинградского государственного техникума музыки и кинематографии и других. Выступал как музыкальный критик. Участвовал в дискуссиях Союза композиторов СССР, в различных конференциях и симпозиумах.
В лекциях Фермана необычайно привлекала тонкая, умная и удивительно музыкальная интерпретация изучаемых сочинений. Стремился развивать самостоятельность мышления студентов, давал большую свободу и возможность эксперимента, приучал к работе над первоисточниками, воспитывал научную добросовестность.
Ученики:
Среди учеников в разные годы: Т. Н. Федорова, Т. Э. Цытович, Т. Н. Ливанова, Н. В. Туманина, В. А. Васина-Гроссман, Б. М. Ярустовский, В. Д. Конен, И. В. Нестьев.
Научные труды. Издания. Публикации:
В связи с педагогической работой возникла «История новой западноевропейской музыки» (начал работу в 1937 г.), первый том которой вышел в 1940 г., а издание второго не осуществилось из-за войны.
Долгое время эта книга оставалась единственным учебным пособием по курсу истории зарубежной музыки для студентов музыкальных вузов и училищ.
В 1940–1941 гг. руководил большой коллективной работой по созданию книги, посвященной истории Московской консерватории (работа была также прервана войной). В этот период жил сначала в Пензе, куда была эвакуирована ЦМШ, затем в Саратове, где присоединился к части коллектива Московской консерватории.
Тогда же создал ряд исследований по теории оперы: «Особенности драматургии русской оперной школы» (1942), «Основы оперной эстетики Римского-Корсакова» (1944), «Глинка и русская оперная школа» (1944), «“Фиделио” Бетховена и русская опера ХIХ века» (1946) и др.
Подавляющее большинство публикаций Фермана посвящено проблемам оперного театра, начиная со статей в журнале «Советская музыка» и завершая капитальным трудом «Основы оперной драматургии», работу над которым прервала преждевременная кончина автора (отдельные части опубликованы в 1961 г. Н. В. Туманиной в книге «Оперный театр. Статьи и исследования»).
По этой же причине был остановлен проект пятитомного издания «Истории русского оперного театра», возглавленный музыковедом в 1946-1948 гг. в Институте истории искусств Академии наук СССР. Фрагменты переписки Фермана по поводу этого издания, а также главного труда «Основы оперной драматургии» опубликованы в 2008 г. Д. Г. Ломтевым в книге «Немцы в русском музыкознании» (на немецком языке).
Среди незавершенных работ также – книга «Пути развития советской оперы» и монография о Дж. Пуччини.
Научные труды:
- Рихард Вагнер. Социологическая и музыкальная характеристика. Москва, 1929
- «1905 год» – опера Давиденко и Шехтера // Советская музыка, 1935, № 10 «У перевоза» – опера А. Ф. Гедике // Советская музыка, 1935, № 12
- Немецкая романтическая опера // Советская музыка, 1936, № 6
- Творческий путь Мейербера // Советская музыка, 1936, № 9
- Пушкин в музыкальном театре // «Руслан и Людмила». Сборник статей к постановке оперы в ГАБТ СССР. Москва, 1937, с. 16–38
- Итальянская опера. Цикл концертов. М., 1937
- Поздний Верди // Советская музыка, 1938, № 12
- Puschkin in der russischen Musik. in: Puschkin. Eine Sammlung von Aufsätzen, dem großen russischen Dichter Puschkin gewidmet. Moskau, 1939, S. 197–207
- Основные направления в западноевропейской опере ХVII–ХVIII вв. // Медведева М., Соловцова Л., Штерн М. Опера ХVII–ХVIII вв. Сб. либретто. М.–Л., 1939
- История новой западноевропейской музыки. Том 1. Москва – Ленинград, 1940
- Основные принципы построения русской оперы // Ежегодник Института истории искусств. М., 1948
- Оперный театр. Статьи и исследования. Москва, 1961
Публикации об этом педагоге:
- Туманина Н. Валентин Эдуардович Ферман // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966
- Lomtev, Denis Die Deutschen in der russischen Musikwissenschaft. Lage, 2008