Мартиросян (Тернова)
Наталья Тихоновна

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Мартиросян (Тернова)<br /> Наталья Тихоновна

Родилась в г. Ереване (Армения). В 1976 г. с золотой медалью окончила Специальную музыкальную школу десятилетку им. П. И. Чайковского при Ереванской консерватории (класс фортепиано профессора А. А. Амбакумян — воспитанницы К. Н. Игумнова). В 1981 г. с отличием окончила фортепианный факультет Московской консерватории (класс профессора Л. Н. Наумова).

В 1985 г. — аспирантуру Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (научный руководитель — профессор М. А. Смирнов). В 1988 г. стажировалась в Музыкальной академии им. Ф. Листа в Будапеште.


Педагогическая деятельность:

В 1985–1993 гг. — преподаватель Ереванской консерватории (специальное фортепиано, педагогическая практика, курс лекций «Актуальные проблемы современного исполнительского искусства»); с 1991 г. — в должности доцента.  С 1997 г. и по настоящее время работает на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории. С 2004 г. — доцент (учёное звание — 2007 г.). С января 2016 года работает в должности профессора (учёное звание — 2019 г.).

В фортепианном классе Н. Т. Мартиросян проходят подготовку студенты оркестрового, историко-теоретического, вокального, дирижёрского и композиторского факультетов. Они активно участвуют в тематических концертах  кафедры  в залах Московской консерватории и других, классных вечерах, различных конкурсах и фестивалях, показывая высокий уровень профессионального владения  фортепиано и раскрытия музыкального содержания исполняемых сочинений.

Студенты — лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов: Азамат Аппаков (I премия, 2014, дирижёрско-хоровой факультет), Пётр Фролов-Багреев (I премия, 2014, дирижёрско-хоровой факультет), Дарья Попрас (I премия, 2014, оркестровый факультет), Диана Мартиросян (II премия, 2014, вокальный факультет), Татьяна Любомирская (II премия, 2014, историко-теоретический факультет),  Ростислав Кузьмин (I премия, 2017, вокальный факультет), Ольга Савельева (III премия, 2017, историко-теоретический факультет), Алиса Насибулина (I премия, 2018, научно-композиторский факультет), Алиса Насибулина (III премия, 2019, научно-композиторский факультет), Артём Микаэлян (I премия, 2021, научно-композиторский факультет), Исаева София (III премия, 2022, дирижёрско-хоровой факультет), Анна Мхитарян (III премия, 2024, дирижёрско-хоровой факультет), София Никитенко (II премия, 2024, дирижёрско-хоровой факультет), Исаева София (II премия, 2024, дирижёрско-хоровой факультет).

Среди многочисленных  выпускников её фортепианного класса прошлых лет замечательные и известные музыканты виолончелисты Сергей Антонов, Александр Рамм; скрипачи Юлия Игонина, Тимур Пирвердиев, Татьяна Поршнева, Александр Кузавов, Ксения Анохина, Полина Борисова;  флейтисты Максим Рубцов, Николай Хазанов, Сергей Игрунов, Мария Акинфина, Екатерина Пителина; кларнетисты  Артур Назиулин, Антон Мойсеенко; вокалисты Анна Самуил, Даниил Малых, Анна Кононенко; ударник и композитор Андрей Дойников, работающие солистами филармоний и в ведущих симфонических оркестрах России, солистами театров, педагогами; выпускники историко-теоретического и дирижёрского факультетов Марина Переверзева, Елена Мусаэлян, Туяна Будаева, Александр Гордон, Эльдар Мусин и многие другие, успешно проявляют себя в в различных областях музыкальной  деятельности.

Учебные курсы, мастер-классы:

В 1988 г. проводила мастер-классы в Музыкальной академии им. Ф. Листа в Будапеште.

Контактный e-mail:  

nat-martis@yandex.ru

Концертная деятельность:

Лауреат Международных конкурсов: лауреат I премии V Международного музыкального фестиваля-конкурса «Le stelle di Natale» (2018, Санкт-Петербург), номинация «Фортепиано»; лауреат I премии XXV Международного фестиваля-конкурса «Musica Classica», номинация «Искусство аккомпанемента» (2019, Руза); Лауреат I премии Международного конкурса IMCA «Musical fireworks in Baden-Wurtemberg», номинация «Аккомпанемент», (2019, Muhlacker, Германия).

Выступает как солистка и концертмейстер. В 1998 г. в качестве концертмейстера у вокалистов участвовала в Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, сотрудничала с лауреатом международных конкурсов, солистом ГАБТа и Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Оганесом Георгияном (тенор). Их совместные выступления проходили в городах России, Украины и Италии. С 2003 г. ведётся цикл концертов по теме «Итальянская музыка XVII–XX веков» в концертных залах Москвы (Рахманиновский зал, Овальный зал Музея Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории, Зал Дома Ученых, Арбат-опере, Центральном доме работников искусств). В 2006 г. были начаты циклы концертов в Центральном доме работников искусств «Играет и рассказывает пианистка, кандидат искусствоведения Наталья Мартиросян» и «По страницам опер и вокальной лирики» в Овальном зале Музея Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории с участием солистов-вокалистов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Были проведены концерты, посвященные творчеству Фридерика Шопена, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси, Джузеппе Верди,  Михаила Глинки, Вольфганга Амадея Моцарта, Петра Ильича Чайковского, а также К 150-летию Сергея Рахманинова (2023), Дж. Пуччини (2024) и др. Они проводились в концертных залах ЦДРИ, Музее-квартире Марины Цветаевой, Концертном зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории.

Регулярно участвует в ежегодных тематических концертах («Музыка ХХ века», «Из Пушкинского времени», «В кругу друзей», «Музыкальный салон» и др.) педагогов межфакультетской кафедры фортепиано в Рахманиновском зале Московской консерватории.

Дискография:

Имеет фондовые записи на Ереванском и Будапештском радио сочинений А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, а также композиторов Армении (А. Хачатуряна, Э. Мирзояна, А. Бабаджаняна, А. Арутюняна, Г. Чеботарян, Г. Читчян) и Венгрии  (Дж. Куртага, Л. Боршоди). В 2004 выпущен CD-диск совместно с Оганесом Георгияном (тенор) сочинений для голоса и фортепиано итальянских композиторов XVII–XX веков.

«Н. Тернова  — очень одарённая студентка. Отличные природные данные — большая музыкальность, живой темперамент, незаурядные тезнические возможности в сочетании с огромной работоспособностью и "ясной" головой дают все основания ждать от неё больших артистических достижений» (профессор Л.Н. Наумов).

Научные труды. Издания. Публикации:

Кандидатская диссертация «Национальное своеобразие фортепианного стиля Арно Бабаджаняна». Московская консерватория, 1986.

В 2018 году (февраль — март) прошла курс повышения квалификации профессора В. П. Чинаева «Из истории исполнительских стилей».

Основной круг научных и научно-методических интересов — фортепианное творчество композиторов Армении, Венгрии в связи с вопросами исполнительства и педагогики, а также совершенствование учебных программ, введение в процесс обучения студентов форм, развивающих творческие способности. Автор свыше 35 опубликованных научных и научно-методических работ. Среди них:

  • Метро-ритм в фортепианных сочинениях А. Бабаджаняна // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М.: МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1985
  • О национальном своеобразии интонирования армянской народной музыки // Традиции и современность. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987
  • О современной «серьёзной» музыке и её путях к слушателю. Ереван: Советакан арвест, 1988, № 4 
  • Гагик Овунц (творческий портрет). Ереван: Советакан арвест, 1988, № 6 
  • Путь познания. Творчество Арутюна Делаляна. Ереван: Арвест, 1990, № 3 
  • Некоторые тенденции фортепианной музыки Венгрии 70–80-х годов ХХ века. Ереван; 1990, ЕГК им. Комитаса
  • «Игры» Джорджа Куртага в педагогическом репертуаре. Ереван: ЕГК им. Комитаса, 1992
  • Выйдем из стресса. Ереван: Арвест, 1992, № 4–5–6
  • Искусство высокого вдохновения и мастерства (о пианистке Анне Амбакумян). Ереван: Арвест, 1992, № 7–8
  • «Шесть картин» Арно Бабаджаняна. Вопросы интерпретации. М., Музыковедение, № 5, Изд-во «Научтехлитиздат», 2006
  • Фортепианные сочинения композиторов Армении второй половины ХХ века в педагогическом репертуаре. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 13. Часть 2. М.: МПГУ, 2006
  • Об особенностях работы над «Героической балладой» Арно Бабаджаняна. Методические рекомендации. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007
  • О работе над фортепианными сочинениями композиторов Армении 60-х годов ХХ века. Учебно-методическое пособие. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008
  • Лев Наумов: «Не терплю равнодушия в исполнительстве». Журнал «Фортепиано» №1–2, 2016
  • Полифонические сочинения для фортепиано композиторов Армении второй половины XX века в педагогическом репертуаре // Музыкант-классик. 2019. № 6. С. 2-8
  • Учебно-методическое пособие «Работа над фортепианным циклом "Полифонический альбом для юношества" Гаянэ Чеботарян». М.:  Научно-издательский цента «Московская консерватория». 2019. 36 с.

Дискография

Имеет фондовые записи на Ереванском и Будапештском радио сочинений А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, а также композиторов Армении (А. Хачатуряна, Э. Мирзояна, А. Бабаджаняна, А. Арутюняна, Г. Чеботарян, Г. Читчян) и Венгрии (Дж. Куртага, Л. Боршоди). В 2004 г. выпущен CD-диск совместно с Оганесом Георгияном (тенор) сочинений для голоса и фортепиано итальянских композиторов XVII-XX веков.

Контактный e-mail:   nat-martis@yandex.ru