Родился 24 июня (7 июля по н. с.) 1907 г. в г. Москве. В 1930 г. окончил историко-теоретическое отделение Московской консерватории. Ученик М. Ф. Гнесина, А. Ф. Гедике (фортепиано) и других. В 1930–1933 гг. научный сотрудник Государственной академии художественных наук (Государственной академии искусствознания).
В 1932–1934, 1943–1946 гг. главный редактор Центрального музыкального радиовещания, затем его консультант. После ликвидации Российской ассоциации пролетарских музыкантов и возникновения Союза композиторов СССР (1932) – организатор и председатель секции музыковедения и критики Союза композиторов.
Организатор и участник научно–публицистических конференций, посвященных проблемам симфонизма и оперного жанра. Участник обороны Москвы (июль – октябрь 1941 г.). В 1946-1948 гг. заместитель главного редактора журнала «Советская музыка». В 1946–1966 гг. старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР.
Умер 30 мая 2008 г. в г. Москве.
Профессор.
Кандидат искусствоведения (1935).
Декан теоретико-композиторского факультета (1941-1943, Саратов).
Старший научный сотрудник (1946).
Награжден медалями: «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За оборону Москвы», памятной медалью Всемирного конгресса памяти Бетховена в Берлине (1970).
Педагогическая деятельность:
С 1930 г. работал в Московской консерватории в качестве ассистента М. Ф. Гнесина (музыкознание) и М. В. Иванова-Борецкого (история западно-европейской музыки). С 1939 г. – профессор.
В 1940 г. организатор и заведующий кафедрой истории и теории музыки на Военно-дирижерском факультете Московской консерватории.
В 1941–1943 гг. декан теоретико-композиторского факультета части Московской консерватории, эвакуированной в Саратов.
В 1944–1948 гг. начальник кафедры истории и теории музыки Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии (с 1947 г. – Высшего училища военных дирижеров Советской Армии, затем, с 1951 г. – Института военных дирижеров).
В 1966–1973 гг. профессор и заведующий кафедрой теории и истории музыки Московского государственного института культуры.
В 1973–1989 гг. профессор-консультант Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
В 1970-е гг. вел музыкальную эстетику на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Научные труды. Издания. Публикации
Выйдя на пенсию, продолжал активную научную деятельность. Сфера научных интересов Рыжкина охватывала историю теоретического музыкознания, методологию целостного анализа музыкальных произведений, вопросы музыкальной эстетики и музыкальной критики и др.
В статье «История учений о гармонии» впервые предложил историко-хронологическую классификацию этапов теоретического музыкознания и музыкально-теоретической педагогики XVIII – начала XX вв.: классического, традиционного и функционального.
Эта классификация легла в основу «Очерков по истории теоретического музыкознания», написанных по инициативе Рыжкина в соавторстве с Л. А. Мазелем (Вып. 1–2. М., 1934, 1939). Появлению книги предшествовала широкая дискуссия о состоянии теоретического музыкознания, проведенная в 1931–1932 гг. в ГАИС.
В «Очерке о гармонии» исследовал опыт европейской музыки от раннего Средневековья до ХХ в. (Советская музыка. 1940. № 3). Выступал также с критикой дуалистической концепции, «разводившей» содержательную сущность музыки и ее формообразующие средства. Совместно с Л. А. Мазелем и В. А. Цуккерманом сыграл существенную роль в утверждении научной школы «целостного анализа музыкальных произведений» (см.: «Менуэт» Танеева (о художественном образе) // Советская музыка. 1934. № 4). Автор статей о симфоническом творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена и др.
Занимался музыкально-просветительской работой (вступительные слова к симфоническим концертам в Большом зале консерватории в довоенные годы, организация совместно с Н. Я. Брюсовой «Музыкального лектория» в годы Великой Отечественной войны). Оставил воспоминания о Московской консерватории 1940-х гг., часть из которых опубликована в сборниках «Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны» (Военно-дирижерский факультет Московской консерватории в 40-е годы. М., МГК, 2005) и «Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3» (Московская консерватория в эвакуации. Воспоминания. М., 2008).
Основные публикации:
- О творческом пути М. Ф. Гнесина // Советская музыка. 1933. № 6
- Сюжетная симфония (о Пятой симфонии Бетховена) // Советская музыка. 1947. № 2
- Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация т. н. «музыкальных форм» (композиционно-структурных типов) // Вопросы музыкознания. Вып. 2. М., 1955
- О некоторых существенных особенностях музыки // Вопросы эстетики. М., 1963
- Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма – Пятая и Девятая симфонии // Бетховен. Вып. 2. М., 1972
- Введение в музыкальную эстетику // Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1982
- Пространство в музыкальном времени // Советская музыка. 1987. № 2
- Гуманизм и элитарность в воззрениях Адорно (к проблеме социальных обусловленностей музыки и ее истинности) // Эстетические проблемы музыки. Вып. 9. М., 1988
- Музыкальная фаустиана ХХ века // Советская музыка. 1990. № 1–2
- Эстетические взгляды Н. Римского-Корсакова на целостный охват единого мира, его контрастных сторон – слышимой (музыка) и зримой (живопись), к соотношению непосредственного и опосредованного в творческих свидетельствах музыкального искусства о человеке и природе // Н. А. Римский-Корсаков. Черты стиля. СПб., 1995
- О сущности оперы «Нос» // Музыкальная академия. 1997. № 1
- Фаустовская запредельность // Музыкальная академия. 1999. № 2
Публикации об этом педагоге
- Уколова Е. И. Я. Рыжкину – 90 лет // Музыкальное обозрение. 1997
- Интернациональный биографический словарь. Серия «Интеллектуалы ХХ века». Кембридж, 1999–2000 (на англ. яз.)