Родился 20 мая 1920 г. в г. Баку (Азербайджан) в семье учителя.Начал свое музыкальное образование у основоположника азербайджанской музыки У. Гаджибекова как исполнитель на таре, затем был переведен в класс специального фортепиано в «группу особо одаренных детей» (ЦМШ).
В 1938–1940 гг. учился игре на гобое в Бакинской консерватории (класс В. А. Князькова), был в числе первых именных стипендиатов. В октябре 1940 г. Оруджев был призван в ряды Советской армии, где прослужил до июля 1946 г.
В сентябре 1946 г. поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с отличием в 1949 г. (класс Н. Н. Солодуева). В год окончания консерватории стал лауреатом конкурса на Всемирном фестивале демократической молодежи в Будапеште.Умер 9 июля 1994 г. в г. Москве.
Профессор кафедры духовых и ударных инструментов.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1959).
Заслуженный артист РСФСР (1976).
Заслуженный деятель искусств.
Лауреат Международного конкурса музыкантов-исполнителей на II Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949, II премия).
Награжден Орденом «Знак Почета» (1951), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945» и другими.
Педагогическая деятельность:
Начал преподавать в 1950 г. в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 1966 г. вел класс гобоя в Московской консерватории. С 1974 г. – доцент, с 1981 г. – профессор кафедры духовых и ударных инструментов оркестрового факультета.
Многие из его учеников стали замечательными и яркими исполнителями и работают в лучших оркестрах России и за рубежом.
Ученики:
Среди учеников Оруджева:
- А. Баршай
- А. Попов
- Т. Геворкян
- А. Корешков
- А. Петров
- А. Заболотский
- И. Ключинский
- В. Щетинин
- В. Бердинский
- А. Савельев
- Н. Меркулова
- Л. Челов
- С. Давыдов
- В. Лупачёв
- М. Евстигнеев
- В. Фоменко
- В. Тамбовцев
- В. Гаврилов
- В. Пантелеев
- Т. Радзиевская
- М. Фроленкова
- А. Калужский
- И. Сейль
- Е. Алёшин
- К. Беляев
- Л. Шейнгард
- М. Абед
- Н. Буаттура
- А. Губенков
- К. Горошенко
- Э. Лувсанноровын
- Лаяна Хорхе
- С. Верховодко
- А. Курбаналиев
- Х. Пинсон
- Д. Браудо
- Г. Сантова
- Л. Беляева
- Д. Кононок
- М. Паровичный
- Н. Сантов
- Н. Долгов
- В. Калашников
- А. Авдеев
- А. Овчаров
- А. Шейн
- Е. Сорокин
- Гуля Саитова
- Е. Матюшин
- В. Юдин
и другие
Концертная деятельность. Основной репертуар:
В 1937 г. Оруджев начал исполнительскую деятельность в симфоническом оркестре Азербайджанского радио и оркестре Азербайджанской государственной филармонии, которым руководил дирижер Ниязи (1938–1940 гг.).
Переехав в 1940-е гг. в Москву, Оруджев служил в оркестре Центрального Дома Красной Армии и духовом оркестре Министерства обороны СССР. В 1945–1977 гг. – солист оркестра Большого театра. Видный инструменталист-виртуоз, в 1980-е гг. играл в Московском оркестре камерной музыки (Росконцерт).
И. Солодуев и Н. Панюшкин отмечали, что дирижеры, с которыми играл Мамед Мамедович, – Н. Голованов, А. Пазовский, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, Ю. Файер, В. Небольсин, Л. Штейнберг, Ниязи, Е. Светланов, Б. Хайкин, Г. Рождественский, З. Халабала и многие другие всегда давали блестящую оценку игре М. Оруджева и как солиста и как ансамблиста. А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру М. Оруджева, сказал: «Такой музыкант – находка для театра».
А. Мелик-Пашаев неоднократно говорил, что исполнение М. Оруджевым партии гобоя в опере «Аида» «является образцовым, достойным подражания примером».
Г. Н. Рождественский об Оруджеве:
«Мне очень приятно написать о моем друге, отличном музыканте Мамеде Оруджеве. Долгие годы совместной работы связывают нас. Мамед Оруджев – человек, искренне любящий искусство, отдающий ему все свои силы. За годы работы в Большом театре он исполнил громадное количество опер и балетов и создал своего рода эталоны в трактовке известнейших гобойных соло. Достаточно вспомнить "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро", "Сказание о граде Китеже" и многие другие спектакли. Игру Мамеда Оруджева отличают великолепный, исполненный особого благородства звук, элегантная музыкальная фраза, острое чувство ансамбля. Исполнительская деятельность Оруджева неразрывно связана с его педагогической работой. Ученики его украшают целый ряд крупных оркестров страны. Особенно хочется сказать об удивительно приятных человеческих качествах Мамеда Оруджева – он очень доброжелательно и уважительно относится к своим коллегам по работе, всегда готов прийти человеку на помощь».
Публикации об этом педагоге
- Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Справочник. М., 1989
- Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд. М., 1995