Родилась в г. Ростове-на-Дону. В 1941 г. окончила 8 классов московской школы № 31 и поступила в Московский учительский институт, вошедший в том же году в состав Московского городского педагогического института. Одновременно училась на заочном факультете Московского государственного университета и в Музыкальном училище им. Гнесиных.
В 1954–1955 гг. окончила аспирантуру и была направлена в Государственный экономический институт для преподавания немецкого языка и русского как иностранного.Астрова выступает на конференциях и симпозиумах в России и за рубежом (США, Германии, Италии, Греции, Польше и других странах). На конференции к 65-летию со дня рождения А. В. Михайлова «Слово и музыка, параллели и пересечения» (2003) ею был сделан доклад «Вокальная функция русского языка». 15 ноября 2005 г. Астрова провела семинар в Вычислительном центре Московской консерватории «Акустические среды» на тему «Вокальная речь как лингвально-музыкальное воплощение средств художественной коммуникации».
Педагогическая деятельность:
В 1954–1955 гг. окончила аспирантуру и была направлена в Государственный экономический институт для преподавания немецкого языка и русского как иностранного. Работала также как совместитель на заочном и вечернем отделениях Московского государственного педагогического института иностранных языков (МГПИИЯ), куда была переведена на постоянную работу в 1955 г. после защиты кандидатской диссертации.
В МГПИИЯ на заочном и вечернем отделениях преподавала фонетику, практику речи, теоретическую фонетику и историю языка. По решению кафедры прошла курс постановки речевого голоса у немецкой актрисы Мишкет Либерман с целью проведения его у студентов вечернего факультета (у учителей).
С 1958 г. работала в Киргизском государственном университете на кафедре иностранных языков, где вела занятия по практике речи, фонетике, читала курс истории русской литературы для заочников. По совместительству преподавала в женском педагогическом институте художественное чтение и пение.
Работая во Фрунзе (Бишкек), опубликовала две статьи в Ученых записках факультета иностранных языков Киргизского государственного университета и статью в Ученых записках МГПИИЯ (т. 25), часто выступала с докладами на местных и выездных конференциях. Разработала методику преподавания фонетики в киргизских группах и издала книгу «Вводный фонетический курс немецкого языка для учащихся киргизской национальности», которая явилась первым учебником, построенным с учетом особенностей восприятия речи у студентов с родным киргизским языком (Фрунзе, 1961, Киргизский государственный университет).
В 1961 г. вернулась в Москву и продолжила преподавательскую деятельность в качестве доцента и заведующей кафедрой иностранных языков Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (в настоящее время – Российская академия музыки им. Гнесиных).
Вся работа в Российской академии музыки шла в тесном контакте с кафедрой иностранных языков Московской консерватории. Регулярно проводились совместные заседания кафедры, обсуждались задачи и результаты работ по разработке эффективных методов преподавания иностранных языков в учебных заведениях музыкального профиля, постоянно участвовала в работе приемных и кандидатских экзаменов, принимала участие в работе Методического совета по вокальному образованию при Министерстве высшего образования СССР.
По поручению этого Совета Л. Астрова разработала лекционный курс нового типа «Основы вокальной речи» и читает его более 30 лет. C 1995 г. работает в Московской консерватории.
Научные труды. Издания. Публикации:
Написала монографию о функционировании языка в музыке и учебник «Интенсивный подготовительный курс постановки вокального произношения академической манеры пения на немецком, латинском, итальянском, французском и английском языке» (не издан). Среди многочисленных публикаций Астровой следует назвать: пособие по обучению чтению на немецком языке для вузов искусств «Учитесь читать литературу по специальности» М., 1987; «Фонетика русского языка» М., 1981 и т. д.
Научные и учебно-методические труды
- Вводный фонетический курс немецкого языка. Учебное пособие для учащихся киргизской национальности. Фрунзе: Киргизский государственный университет, 1961. 150 с.
- Лексико-грамматическая характеристика предлогов (на материале немецкого языка). В сб. «Тезисы докладов на VIII научной конференции Киргизского государственного университета». Фрунзе: Киргизский госуниверситет, 1959. 3 с.
- Особенности лексико-грамматической природы предлогов (на материале немецкого языка). В сб. «Вопросы языкознания, грамматики, лексикологии и стилистики». Ученые записки I МГПИИЯ, том ХХУ. М.: МГПИИЯ, 1960. 10 с.
- Принципы проведения вводного фонетического курса немецкого языка в киргизских школах. В сб. «Ученые записки факультета иностранных языков», вып. I. Фрунзе: Киргизский госуниверситет, 1961. 10 с.
- Краткий лингвистический словарь к курсу «Русское народное творчество» для студентов ДНХ и ИТК факультетов. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1981. 2 п. л.
- Фонетика русского языка. Учебные задания по курсу «Теория и практика экспедиционной работы» для студентов отделения по подготовке руководителей народных хоров. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1981. 16 с. (совместно с Л. Л. Куприяновой)
- Немецкий словарь вокалиста, (для студентов факультета сольного пения). М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1984. 60 с.
- Фонетика немецкого языка. Учебные задания для студентов вокального факультета. Часть I (вводный курс). М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1984. 38 с.
- Немецкая орфоэпия в пении. Методические указания для студентов 1 курса вокального факультета. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1985. 15 с.
- Нотное письмо. Учебные задания по чтению на немецком языке литературы со специальной музыкальной терминологией (П-У семестры). М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1986. 35 с.
- Учитесь читать литературу по специальности. Пособие по обучению чтению на немецком языке для вузов искусств. М.: Высшая школа, 1987. 160 с.
- О некоторых проблемах детского хорового репертуара. В сб. «Советское хоровое исполнительство» (50-80-е гг.)». М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1988. 7 с. (Вып. 98)
- История немецкой музыки. Методические указания и учебные задания по чтению оригинальной литературы на немецком языке. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1989. 52 с.
- Усовершенствование курса «Хоровая аранжировка». В сб. «Совершенствование хорового образования, в свете реформы высшей школы». Вып. 107. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1989. 10 с.
- О преподавании немецкого второго языка на вокальных факультетах и отделениях. В межвуз. сб. научных трудов «Особенности преподавания иностранных языков в вузах искусств». Л.: Ленигр. гос. консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1990. 13 с.
- Вокально-фонетические средства эмоциональной выразительности в пении. В сб. «Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средник специальных учебных заведений». М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1991. 4 с.
- Некоторые практические советы по произношению в пении на иностранных языках. В сб. «Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений». Чебоксары; РАМ имени Гнесиных, Чебоксарское музыкальное училище имени Ф. П. Павлова, 1993. 3 с. (совместно с М. С. Агиным)
- О вокальной фонетике. В сб. «Вопросы вокального образования». Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений». М.: РАМ имени Гнесиных, Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова, 1995. 3 с.
- Вокальная речь как музыкальное искусство слова. В сб. «Национальные вокальные школы России. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений». Вып. II. М.: РАМ имени Гнесиных, 1993. 5 с.
- Особенности курса фонетики для певцов и руководителей русских народных хоров. В сб. «Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития. Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 года». М.: РАМ имени Гнесиных, 1998. 4 с.
- Вокальная речь как искусство слова и музыки // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., 2008