Кларнетист, педагог
Родился 7 марта (20 марта по н.с.) 1907 г. в Тамбове.
Музыкальную карьеру начал в военном оркестре Тамбова (1925–1927). Там же в 1929 г. окончил Музыкальный техникум. Переехав в Москву, поступил на рабфак Московской консерватории. В 1933 г. окончил Московскую консерваторию, затем, в 1936 г., аспирантуру (класс С. В. Розанова).
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Красной (Советской) Армии. 27 июня 1941 г. добровольно ушел в формировавшиеся Коммунистические батальоны, однако в начале августа был отозван и после прослушивания курсов политработников при Московском Военно-политическом училище им. Ленина был назначен начальником клуба 165-й стрелковой дивизии (Урал, Волховский фронт).
С июля 1942 г. по март 1944 г. инструктор Дома Красной Армии Политического Отдела 59-й армии (Волховский фронт). Был ранен. В 1944–1946 гг. был одним из организаторов, а также заместителем начальника по научной и учебной части Высшего училища военных капельмейстеров (Военного факультета Московской консерватории).
Умер 22 июня 1958 г. в Москве.
Профессор кафедры деревянных духовых инструментов
Заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов (1949-1950)
Декан оркестрового факультета (1950-1958)
Заместитель директора по учебной части (1937-1940)
Кандидат искусствоведения (Диссертация: «Основные методические принципы развития техники исполнения на кларнете» (Московская консерватория, 1938))
Участник Великой Отечественной войны
Педагогическая деятельность:
С 1944 г. одновременно преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Последователь педагогических и методических традиций С. В. Розанова. Первым из музыкантов-духовиков защитил кандидатскую диссертацию.
Ученики:
Концертная деятельность:
Выступал с сольными концертами, играл в ансамбле с пианистами А. Б. Дьяковым, М. И. Гринберг, Н. Вальтером, с Квартетом им. Комитаса, с трио в составе Л. Н. Оборина, Д. Ф. Ойстраха, С. Н. Кнушевицкого.
Научные труды. Издания. Публикации:
Автор переложений (свыше 100) и обработок различных пьес для учебного репертуара, редакций произведений классической литературы (редакция Концерта для кларнета В. А. Моцарта является доныне одной из самых исполняемых).
Публикации об этом педагоге:
- Федотов А. А. Один из первых // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979
- Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Справочник. М., 1989
- Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. М., 1995