Тема кандидатской диссертации: «Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра» (Московская консерватория, 1967).
Член Всемирной ассоциации духовой музыки WASBE
Член Союза композиторов СССР (РФ)
Лауреат конкурсов по сочинению музыки для духовых оркестров (Москва, Иваново, 1970-е гг.).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени и несколькими медалями.
Награжден Орденом Дружбы (2005).
Родился в г. Москве. В действующей армии с 1943 по 1944 гг. Был ранен. В 1943 г. окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «фортепиано», а в 1947 г. – по специальности «валторна».
В 1948 г. окончил Московскую консерваторию (класс фортепиано В. В. Софроницкого). В 1953 г. окончил Ленинградскую консерваторию (класс композиции Ю. В. Кочурова и О. С. Чишко). С 1961 г. член Союза композиторов СССР (РФ). В 1978–1988 гг. возглавлял Комиссию духовой музыки Московского отделения Союза композиторов и был членом Правления Московской композиторской организации.
Педагогическая деятельность:
В 1949-1953 гг. работал в Музыкально-педагогическом училище г. Ленинграда (преподавал фортепиано, сольфеджио и гармонию). В 1953–1978 гг. преподавал на Военно-дирижерском факультете при Московской консерватории инструментовку и чтение партитур для духового оркестра.
С 1970 г. – доцент, с 1989 г. – профессор. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра».
С 1978 г. работает только в Московской консерватории (до этого с 1961 г. совмещал работу в Московской консерватории с работой на Военно-дирижерском факультете) на кафедре инструментовки. Ведет курсы чтения симфонических партитур и инструментовки, с 1998 г. – инструментовки для духового оркестра.
Учебные курсы, мастер-классы:
В 1990 г. проводил мастер-классы по инструментовке для духового оркестра в Гавре (Франция).
Ученики:
Через класс Сальникова прошли сотни учеников – композиторы, музыковеды (теоретики и историки), дирижеры как духового, так и симфонического оркестра, аспиранты. Среди них:
- композиторы – В. Газарян, Б. Лебедев, И. Дубкова, Р. Затикян, А. Гордейчев, А. Гилёв, В. Чивитареале (Люксембург), Н. Попов (Молдавия) и другие
- музыковеды – К. Зенкин, И. Степанова, Н. Гаврилова, А. Сканави, А. Ветхова, Ю. Захаров, С. Корсунская, М. Кажарская и другие
- дирижеры – Ю. Сальхов, Б. Павлов, А. Инжоян, В. Худолей (все четверо – выпускники Военно-дирижерского факультета), В. Моисеев, Г. Галкин, Р. Нигматуллин, В. Кожин, Линь Тао (Китай) (в Московской консерватории) и другие
- аспиранты (адьюнкты) – Л. Дунаев, Г. Корнилов, В. Чугреев, А. Гилёв
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри многих российских и международных конкурсов духовой музыки (Всесоюзного конкурса военных оркестров в 1970 г., конкурса по сочинению музыки для духовых оркестров в г. Гавре (Франция) в 1987 и в 1994 гг., конкурса духовых оркестров и ансамблей в г. Ровно (Украина) в 2000 г.
Сочинения:
В 2006 г. издательством «Композитор» (Санкт-Петербург) выпущены Пьесы для валторны и ансамбля валторн. За период творческой деятельности (свыше 50 лет) создано:
- «Симфония о войне и мире» в двух частях, op. 39 (1984–1985, исполнена на фестивале «Московская осень», 1986)
- Русское каприччио, op. 7 (1962; М., 1969)
- Кавказская фантазия, op. 8
- Лирическая сюита в пяти частях, op. 9
- Героическое скерцо, op. 13
- Сюита о Москве в четырех частях, op. 15
- Бравурная увертюра, op. 16
- «Новоспасское» (Поэма памяти М. И. Глинки), op. 31 (1980; М., 1983)
- Концертный вальс, op. 36 (1982; М., 1987)
- Детская сюита в пяти частях, op. 40
- Бурлеска (концертная пьеса), op. 42 (1988, издана в 1989 г., исполнялась в качестве обязательного сочинения на Международном конкурсе духовых оркестров в начале 1990-х гг.)
- «Ода к 1000-летию Крещения Руси», op. 44 (1988; М., 1990)
- Романтическая поэма, op. 45
- Арабески (концертная пьеса), op. 49
- Рождественская славица, op. 52 (в 2-х редакциях – для симфонического и для духового оркестра, 1998–1999, исполнялась духовым оркестром на фестивале «Московская осень», 2001)
- «Василий Теркин», концертный марш op. 5 (1959; М., 1964) (В заграничном (австрийском) издании 1995 г. носит название «Веселый солдат»)
- Спортивный марш «Весёлые ребята», op. 25
- Марш «Российские просторы», op. 30
- Эксцентрический марш, из op. 18
- Торжественная прелюдия, op. 38
- Ноктюрн и юмореска для валторны с оркестром, из op. 1
- Поэма для валторны с оркестром, op. 12
- Лирическое концертино для гобоя с оркестром, op. 34
- Шаловливое скерцо для малого кларнета с оркестром, op. 43
- Вальс-экспромт для саксофона-альта с оркестром, op. 35
- Драматическая поэма-кантата «Письма с фронта» для сопрано в виде вокализа (без слов) с оркестром, op. 19 (1975; М., 1979)
- Русская рапсодия для фортепиано с оркестром, op. 11 (1968; М., 1972)
для фортепиано - Сонатина, op. 22
- Токката, op. 20
для солистов в сопровождении фортепиано - Ария для скрипки Памяти матери, op. 41
- Ноктюрн и Юмореска для валторны, op. 1
- Поэма для валторны, op. 12
- Импровизация и Серенада для фагота (или бас-кларнета), op. 21
- Две песни (монолога) на слова А. Голембы – «Что такое шар земной?» и шуточная «Баллада о колесе», из op. 18
- Сатирическая баллада «Два генерала» на слова Р. Рождественского, op. 53
оперы - «Песня из России», на либретто Е. Гвоздева, op. 10 (1969)
- «Любовь в пустой квартире», одноактная опера-шутка на либретто Е. Гвоздева и Г. Сальникова, op. 32
для хора без сопровождения - Два хора на слова Н. Рыленкова: «Год за годом» и «Дождь, по кустам пробегавший», op. 6
для симфонического оркестра - Сюита из оперы «Песня из России» в четырех частях, из op. 10
(Две части из этой сюиты (Медленный вальс и Эксцентрический танец) в переложении автора для духового оркестра изданы в 1973 г. (М., «Музыка»)) - Юношеская увертюра, op. 4
- «Воронежские песни» – сюита в четырех частях, op. 2 (1953; М., 1956)
для симфонического оркестра, хора и солиста - Симфоническая поэма «Сказание о храме Христа Спасителя» на слова «Молитвы о спасении России», op. 50 (1993–95, исполнена в Москве в 1997 г.; М., 1999) для симфонического оркестра, хора и солистов
для других составов - Фантазия для органа, op. 37
- Струнный квартет в двух частях, op. 14
Научные труды. Издания. Публикации.
Сальников – автор музыковедческих работ и учебных пособий. Составитель «Программы по инструментоведению симфонического оркестра» (совместно с Н. С. Корндорфом и И. М. Красильниковым).
- Учебники и пособия
- Принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра. М., 1969
- Инструментовка для духового оркестра (в соавт.). М., 1978
- Инструменты духового оркестра (в соавт.). М., 1984
- Практические советы композитора по инструментовке и сочинению для духового оркестра. Ровно, 2002 (на рус. яз.), задачник по инструментовке для духового оркестра (Москва, 2005)
статьи - «Анализ оркестрового письма в оратории С. Дегтярева "Минин и Пожарский"»
- «О характерных чертах оркестрового стиля Г. Берлиоза на основе анализа его Реквиема»
- «О некоторых чертах оркестрового стиля Б. Мартину»
- «О чертах оркестрового стиля Дж. Пуччини на примере его оперы "Манон Леско"»
- Новоспасское, ставшее музеем Глинки // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2. М., 2006
- Смычковые инструменты в оркестре М. И. Глинки // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. М., 2007
- Многочисленные статьи, посвященные Глинкинским фестивалям на Смоленщине и возрождению усадьбы Глинок, где родился и рос будущий композитор и где ныне создан центральный музей Глинки (статьи опубликованы в журналах «Советская музыка» и в смоленской газете «Рабочий путь»)
книги - «Глинка в Смоленске». М., 1983
- «М. И. Глинка в Новоспасском и Смоленске» (переработанное и дополненное переиздание книги «Глинка в Смоленске»). М., 2007
Автор статьи воспоминаний «Годен к строевой службе в очках» в сборнике «Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны» (Сост. С. С. Голубенко. М.: МГК, 2005).
Публикации об этом педагоге:
Деятельность Сальникова отражена в периодических изданиях: «Советский музыкант», «Военный музыкант», «Православная Москва», «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», журнале «Clarino» (Германия), а также в очерке Е. Аксёнова «Композитор Георгий Сальников» (М.: «Композитор», 2003).
М. И. Глинка в Новоспасском и Смоленске
Москва, 2007