Зенаишвили
Татьяна Амирановна

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Зенаишвили<br /> Татьяна Амирановна

Родилась в г. Николаеве (Украина). В 1981 г. с отличием окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1987 г. — Московскую консерваторию по двум специальностям: фортепиано (класс Л. В. Рощиной, Л. Б. Тимофеевой, П. В. Месснера) и орган (класс Л. И. Ройзмана), в 1990 г. — органную ассистентуру-стажировку (руководители — Л. И. Ройзман, Н. Н. Гуреева), в 1991 г. — аспирантуру по музыковедению (руководитель — И. А. Барсова).

В 1991 г. была удостоена именной стипендии фондов «Fondation des Treilles» и «Fondation Schlumberger pour la culture et la musique» (Франция). В 1991-1994 гг. обучалась во Франции по классу клавесина, барочной камерной музыки и генерал-баса у И. Вьюниски в консерватории им. Дебюсси в Париже и в Высшей национальной школе музыки в Бобиньи.

Во время обучения во Франции была удостоена четырех первых премий по классу клавесина и барочного ансамбля, дипломов «Excellence» по клавесину и генерал-басу. Стажировалась по органу у Х. Фогеля (Ганновер), по клавесину — у Х. Дрейфюс (Париж), Б. ван Асперена (Амстердам) и Ф. Набуко-Сильвестра (Порто).

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органные сочинения Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (руководитель — И. А. Барсова). В 2000 г. за проект «История клавесинного исполнительства XVII, XVIII и XX веков» удостоена гранта «Fulbright» Госдепартамента США.

Педагогическая деятельность

С 1994 г. ведет класс клавесина на кафедре органа и клавесина в Московской консерватории.

В 2004-2007 гг. преподавала клавесин в Смольном институте свободных наук и искусств при Санкт-Петербургском государственном университете.

В 1999-2000 гг. работала профессором университета Northwestern (Чикаго, Иллинойс, США).

В 1993-1994 гг. преподавала фортепиано и клавесин в «Ecole Normale de Musique» и в консерватории им. Дебюсси (Париж, Франция).

Учебные курсы, мастер-классы

Автор программ «клавесин» для специалистов и факультатива (преподается с 1994 г.) и «практический курс basso continuo» (преподается с 2010 г.).

Лекционный авторский курс «Клавесинное искусство XVI–XVIII вв.: история, теория, практика» (читается с февраля 2006 г., рассчитан на четыре семестра).

Проводила мастер-классы в США и Канаде.

Концертная деятельность

С 1987 г. ведет активную концертную деятельность. Обширный концертный репертуар включает музыку XVI-XVIII и XX вв. Выступала в различных городах СНГ и Балтии, а также Великобритании (в том числе в Wigmore Hall в Лондоне в качестве солистки с оркестром), Португалии, Швеции, Франции, Германии, Канады, США и других странах.

С 1998 г. является автором, постоянным исполнителем и ведущим концертного цикла «Клавесинный Салон» в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки — ежегодной серии концертов на раритетных исторических инструментах из фондов музея (около 40 программ).

С 2002 г. осуществляет новый цикл концертов «Антология клавирной музыки» в залах Московской консерватории, совмещая исполнение на разных клавишных инструментах — клавесине, органе и клавикорде (около двадцати программ).

Дискография

  • «Клавесинная музыка XVIII века», серия «Музыкальные инструменты из коллекции Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки» – ГЦММК им Глинки, Москва, 2001
  • «И. С. Бах. Гольдберг вариации на клавесине Бурката Шуди, 1766» – ГЦММК им. Глинки, Москва, 2003
  • «Итальянская музыка в России XVIII века» – Б. Галуппи и Дж. Паизиелло. Сонаты для клавесина, ГЦММК им. Глинки, Москва, 2007 г.
  • «Иоганн Себастьян Бах и современная музыка для органа и клавесина» совместно с Любовью Шишхановой, М., 2019.

Научные труды. Издания. Публикации

Об источниках клавирной музыки Иоганна Пахельбеля. // Журнал «Музыка и время», № 9, М., 2013.

К истории старинных клавишных инструментов: особенности клавикорда эпохи Иоганна Пахельбеля. // Вестник Московской консерватории, № 2, М., 2012.

Некоторые подробности из истории немецкой клавесинной сюиты XVII века. // Fioretti musicali. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», М., 2011.

Клавишное историческое исполнительство: проблема «правильного» инструмента и загадка немецкого клавесина XVII века. // Журнал «Музыка и время», № 8, М., 2011.

Клавесин или клавикорд?: методические предпочтения Георга Симона Лелейна // Вестник Московской консерватории. М., 2011.

Тайны композиций музыки барокко: опыт риторического анализа // Журнал «Музыка и время». М., 2011.

Клавишные инструменты барокко и клавирная техника: исторический подход // Журнал «Музыковедение». М., 2011.

Пахельбель и Букстехуде: «несостоявшаяся встреча» (из истории клавирной сюиты) // Журнал «Музыковедение», М., 2010.

«Гексахорд Аполлона» Иоганна Пахельбеля. // Журнал «Музыковедение», М., 2009.

Обретенные шедевры Луи Куперена: из истории клавирных жанров. // Журнал «Музыковедение», М., 2009.

Работа над регистровкой и артикуляцией в органных сочинениях Иоганна Пахельбеля. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008

История клавесинного искусства: программа-конспект. М., 2008

Центральная Германия: Династия Кригеров, И. К. Ф. Фишер, И. Пахельбель, И. Кунау // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. М., 2007

Некоторые аспекты музыкальной теории и практики. Темперация (в соавт. с М. Распутиной) // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. М., 2007

Задачи курса «История и теория клавесинного искусства» в совершенствовании профессиональной подготовки и методики обучения инструменталистов… // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 13. М., 2006

Специфика работы пианиста в процессе освоения навыков игры на клавесине… // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 13. М., 2006

Учебник для органистов или загадка «Веймарской Табулатуры» (к 300-летию со дня смерти Иоганна Пахельбеля 1653-1706). Журнал «Старинная музыка», М., 2006

Возвращение клавикорда (из истории клавирного искусства) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога – музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. Вып. 12. М., 2005

Клавесин эпохи И. С. Баха и «Гольдберг – вариации» на английском типе клавесина XVIII века // Журнал «Старинная музыка», М., 2005

Артикуляция в органных сочинениях Пахельбеля // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: Научные труды МГК. Сборник 32. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2001

Венские автографы Иоганна Якоба Фробергера (1649 и 1656) // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М.: Прест, 1999

«Французская бестактовая прелюдия для клавесина: импровизация или интерпретация» // журнал «Академия музыки», М., 1998

Орган Пахельбеля и проблемы регистровки в современной концертной практике // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: Сборник научных трудов. Москва, МГК им. П. И. Чайковского, 1991

Публикации об этом педагоге

  • Н. Эскина. Самарское Средневековье кончилось… // Performance. 2009. № 4.
  • М. Насонова. Татьяна Зенаишвили: «Мое место здесь» // Музыка и время. 2002. № 7.
  • Н. Милешина. Симфония для клавесина // Российская музыкальная газета. 2002. № 30.
  • Е. Беляева. Музыка времен Шекспира // Российская музыкальная газета. 2001. № 11.
  • Е. Беляева. Клавесинный Салон // Российская музыкальная газета. 2000. № 11.
  • Е. Беляева. Приношение Куперену // Российская музыкальная газета. 1998. № 11.
  • Статьи в журналах «The American Organist» (May. 2000), «Fanfare» (opus 35, 2000, Northwestern University), «Whole Note» (vol. 5 39, 2000, Toronto).

Контактный e-mail: zenaishvili@hotmail.com



Кандидат искусствоведения

Концерты


27
ОКТ
2024

Барочные утешения в тоне «ми»

25
ЯНВ
2024

«Барочные силуэты»

25
ДЕК
2023

Большой рождественский органный концерт

26
НОЯ
2023

«Французский профиль». Татьяна Зенаишвили (орган, клавесин)

5
СЕН
2023

Открытие органного сезона

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

Наталия Ведерникова (Гуреева)

Заслуженная артистка России
Заслуженный деятель искусств России

Людмила Рощина

Заслуженный деятель искусств РФ

все записи »