Локшин
Александр Лазаревич

  • Годы работы: 1945 - 1948
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
Локшин<br /> Александр Лазаревич

Композитор, педагог.

Родился 19 сентября 1920 года в городе Бийск Алтайского края. Заниматься музыкой начал с 6 лет. В 1930 году вместе с семьёй переехал в Новосибирск, где учился в музыкальной школе. С 10 лет выступал в концертах школьной самодеятельности, участвовал в городских и краевых олимпиадах. В 1936 году поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории на 2-й курс в класс Г. И. Литинского. В 1937 году был переведён в Московскую консерваторию в класс Н.Я. Мясковского (высоко оценившего способности Локшина) также на 2-й курс. Мясковский высоко ценил его и старался помочь молодому композитору. В этот период кумирами Локшина, по собственному признанию, были А. Н. Скрябин, К. Дебюсси, О. Уайльд, позднее испытал сильное влияние Д. Д. Шостаковича (Локшин А. Л. «Автобиография». С. 8). Дипломная работа Локшина «Цветы зла» (1939), три пьесы для сопрано и оркестра на слова Ш. Бодлера (в те годы поэта одиозного), была запрещена к исполнению, а её автор лишен диплома. В июне 1941 года вступил в ополчение Краснопресненского района г. Москвы, но из-за болезни (язва желудка и сильная близорукость) был отстранён от несения воинской службы. Дежурил в составе добровольной пожарной охране на крыше Московской консерватории. Осенью 1941 года уехал в Новосибирск, где работал в клубе завода им. В. Чкалова руководителем музыкальной самодеятельности. Руководил также концертами в клубе, в госпиталях. В апреле 1943 года была впервые исполнена симфоническая поэма Локшина «Жди меня» на слова К. М. Симонова (оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского), которую высоко оценил И. И. Соллертинский; это сочинение Локшин представил позднее в качестве дипломной работы. В декабре того же года по вызову из Московской консерватории вернулся туда, сдал государственные экзамены и получил диплом с отличием (1944). В 1945–48 годах преподавал в консерватории инструментовку, чтение партитур, музыкальную литературу. Среди учеников И. Барсова. Был уволен в ходе кампании «по борьбе с космополитизмом», а также за пропаганду среди студентов современной музыки. После этого устроиться на постоянную работу Локшин не мог. Его поддерживала пианистка М. В. Юдина, с которой долгие годы его связывали дружеские отношения. Она восхищалась его произведениями, в частности Первой симфонией («Реквием»), считая её гениальной (так же, как и Шостакович).

Локшин — крупный симфонист XX в., продолжатель традиций Г. Малера и Д. Д.Шостаковича. Находясь в стороне от борьбы партий, так остро разыгравшейся в музыкальной жизни бывшего СССР в 1960–70-е годы — борьбы между радикально–авангардным и традиционно–почвенным направлениями, композитор сумел создать свой индивидуальный стиль, в котором современный музыкальный язык сочетается с опорой на традиции высокого искусства прошлого. Его композиторскому письму свойственны эмоциональная насыщенность, мелодическая щедрость, гармоническая и тембровая выразительность, композиционно–драматургическая гибкость и свобода, структурное единство.

Сочинения: для оркестра — 11 симфоний (в том числе, 1-я «Реквием» для хора и орестра.; 5-я «Сонеты Шекспира»), 2 симфониетты на слова И. Северянина и Ф.К. Сологуба (1983, 1985), «Искусство поэзии» на слова Н. А. Заболоцкого для сопрано и камерного оркестра (1981) и др.

Умер 11 июня 1987 года Москве.

В 50-е гг. активно сочиняет, обращаясь к различным жанрам (камерные и симфонические произведения, музыка к кинофильмам, радиопостановкам, спектаклям драматического театра). По собственному признанию, Локшин в это время испытал влияние Ф. Шуберта, Г. Малера, И. Брамса, А. Берга и П. И. Чайковского (Локшин А. Л. Автобиография. С. 8). Обретение творческой зрелости связано с открытием «своего жанра» — симфонии с голосом.

Автор 11 симфоний (все, кроме Четвертой, с вокальными партиями — на тексты древнегреческих, японских средневековых поэтов, У. Шекспира, португальского поэта эпохи Возрождения Л. Камоэнса, А. . Пушкина, А. А. Блока, Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Мартынова) и Симфониетты с вокальными партиями (1957–1983), 3 квинтетов, оркестровых сюит, кантат и др. Большинство сочинений исполнялось в Москве и Ленинграде, Третья симфония — в Лондоне, Четвертая — в Штутгарте, Пятая — в Лондоне, Нью–Йорке, Амстердаме. Первая симфония («Реквием» на латинский текст средневековой секвенции «Dies irae») в России была впервые исполнена только в 2002 году, на 4-й Международной конференции «Сопротивление в ГУЛАГе». Был осуществлён ряд записей на фирмах ФРГ и фирме «Мелодия». Своими лучшими сочинениями считал симфонии, кантату «Мать скорбящая» для меццо–сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора (на тексты из «Реквиема» А. А. Ахматовой и православной заупокойной службы, 1977), 3 сцены из «Фауста» И.В. Гёте для сопрано и большого симфонического оркестра (1980), струнный квинтет (памяти Шостаковича. 1978), комическую ораторию «Тараканище» для большого симфонического оркестра и смешанного хора (на слова К.И. Чуковского, 1962), «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра (на сл. Заболоцкого, 1981). Член СК СССР (с мая 1941).

Источник: Локшин А. Л. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2066. Биографический энциклопедический словарь. —М. 2007. — С. 308, 309.