Родился 18 января 1869 г. в Москве, умер 3 декабря 1942 г. в г. Меленки, ныне Владимирской области.
Скрипач, композитор, педагог.
Сын пианиста и педагога Эдуарда Константиновича Конюса (1827–1902 гг.). Брат Г.Э. Конюса и Л.Э. Конюса. Его прадед по материнской линии итальянец Ф. Вендрамини — академик Санкт-Петербургской Академии художеств (1818 г.). Конюс по вероисповеданию католик, французский подданый. В 1888 г. с золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу И.В. Гржимали. Занимался также у А. С. Аренского (музыкальная энциклопедия) и С.И. Танеева (контрапункт, фуга и свободное сочинение). В 1889 г. по рекомендации П.И. Чайковского совершенствовался в Париже у Л.Ж. Массара. В качестве лауреата Парижской Национальной академии музыки концертировал во Франции, работал в оркестре Э. Коллона и в оркестре «Гранд-Опера». В 1891–1893 гг., по совету Чайковского и по его рекомендации, работал концертмейстером Нью-Йоркского симфонического оркестра, выступал как солист в городах США.
В августе 1893 г. Чайковский написал рекомендательные письма В.И. Сафонову и А.И. Губерт с просьбой пригласить Конюса в Московскую консерваторию. Преподавал здесь в 1893–1901 гг. (класс скрипки). Затем работал в Музыкально-драматическом училище МФО, служил концертмейстером в оркестре Большого театра, создал свой квартет и организовывал квартетные собрания, выступал в концертах (примечательно участие Конюса в премьере «Элегического трио» С.В. Рахманинова 31 января 1894 г. совместно с автором и А.А. Брандуковым). Будучи глубоким знатоком всех особенностей и секретов исполнения на струннных инструментах, помогал практическими советами Чайковскому (во время инструментовки его Шестой симфонии), Танееву (который посвящен Конюсом Шестой квартет), Н.К. Метнеру, Рахманинову и др.
В 1919 как французский подданный поселился с семьей в Париже, где преподавал с братом Львом Эдуардовичем в Русской консерватории, работал редактором в Российском музыкальном издательстве С.А. Кусевицкого, занимался изобретением и внедрением в практику гравировальной машины «Люкс», на которой печатали ноты различные издательства. Зарабатывал сочинением григорианских композиций для монастырей. В 1933 г. работал над балетом «Икар», взяв за основу транскрипцию «Ритмических этюдов» Э.К. Конюса. В эмиграции поддерживал дружеские отношения и переписку с Метнером и Рахманиновым.
В 1939 (1940?) вернулся в Москву, преподавал в ЦЗМПИ, много сочинял, особенно произведения для детей, в годы Великой Отечественной войны — песни для хора с оркестром. Автор Концерта для скрипки с оркестром (1896; его любил и исполнял Ф. Крейслер), Концерта для скрипки и струнного квартета (М., 1942), камерных произведений для скрипки и др.
Член Союза композиторов СССР. Его автобиография хранится в ГЦММК им. М.И. Глинки.
Его сын — Сергей Юльевич Конюс (1902, Москва – ?) — пианист, ученик Л.Э. Конюса, Е.Л. Катуара (гармония), в 1915 г. сдал курс гармонии при Московской консерватории. Впоследствии концертировал по странам Европы, преподавал фортепиано в Русской консерватории в Париже. В 1949 г. выступал в Северной Африке и поселился в Марокко, где воспитал свыше 50 учеников. С 1953 г. преподавал в Бостонской консерватории.
Публикации:
Воспоминания о моих встречах с Петром Ильичом и о пребывании моем в Клину / Публ. П.Е. Вайдман // П.И. Чайковский. Альманах. Вып. 2. М., 2003. С. 363–373.
Источник: Т.Ю. Масловская Ю. Э. Конюс. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 258-259.