Лукина
Ирина Кирилловна

  • Концертмейстер

Клавесинистка, музыковед

Образование

Родилась в Москве. С детства проявила интерес к музыке и театру: обучалась в детской музыкальной школе имени М. И. Глинки и студии Московского Молодёжного театра под руководством Вячеслава Спесивцева.

В 1992 году с отличием окончила теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, где её педагогами были Г. В. Жданова, Д. А. Блюм, Е. М. Царёва, Л. А. Пешкова, Е. И. Чигарёва, В. П. Фраёнов, Г. Ю. Долинская (фортепиано), Г. В. Семёнова (орган), Е. Д. Бородовская (концертмейстерский класс).

В 1992 поступила в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на историко-теоретический факультет. Среди её учителей — проф. Ю. Н. Холопов, проф. А. Н. Мясоедов, проф. В. С. Ценова, проф. М. А. Сапонов, проф. А. С. Соколов, проф. И. А. Барсова, проф. Ю. М. Буцко, проф. К. В. Кнорре. С 1994 года начала заниматься клавесином и органом в классе проф. Н. Н. Гуреевой-Ведерниковой. В 1998 году с отличием окончила консерваторию по специальности «Музыковедение» (тема дипломной работы – «Орнаментика в музыкальных трактатах эпохи Барокко», научный руководитель – проф. Е. М. Царёва).

В 1998—2002 гг. обучалась в аспирантуре Амстердамской консерватории (Нидерланды) на отделении старинной музыки по классам клавесина у проф. Боба ван Асперена, старинного камерного ансамбля и basso continuo у проф. Вероники Хампе и проф. Терес де Худе. Была удостоена именного гранта правительства Нидерландов.

В 1994—2002 гг. принимала участие в мастер–классах Густава Леонхардта, Кристофа Руссе, Тревора Пиннока (клавесин), Мартина Хазельбёка (орган), Менно ван Делфта, Миклоша Шпаньи (клавикорд), Райнхардта фон Нагеля (темперация и настройка клавесина), Клерон МакФадден, Макса ван Эгмонда, Фреда Якобса, Люси ван Даэл, Альфредо Бернардини (камерный ансамбль) и др.

Преподавательская деятельность

С 2003 года И. Лукина является концертмейстером-клавесинисткой факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по специальности «старинный специальный инструмент» в классах доц. И. Н. Должникова (барочная скрипка, барочный альт), проф. А. А. Спиридонова (барочная виолончель), доц. Ф. В. Ноделя (барочный гобой), преп. Л. Е. Гурьева (барочная труба), доц. Д. Е. Синьковского (барочная скрипка).

С 2019 преподаёт предметы по выбору «Орнаментика и импровизация» и «Генерал-бас» для студентов второго курса фортепианного факультета и факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

За профессиональный вклад в развитие культуры, заслуги в воспитании молодого поколения удостоена почётной грамоты ректора Московской консерватории, проф. А. С. Соколова (2016).

С 2003 года И. Лукина также преподаёт клавесин на фортепианном и органном отделениях Академического музыкального училища при Московской консерватории. С 2008 года ведёт курс лекций для пианистов и органистов: «Клавесин. Исторические клавишные инструменты». Является автором учебной программы по классу клавесина (2005) и курса лекций по специальной дисциплине «Дополнительный инструмент — клавесин. Исторические клавишные инструменты» (2008) для студентов АМУ при МГК по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано. Орган». Повышенный уровень.

Среди её учеников — лауреаты международных конкурсов А. Гроц, А. Кискачи, А. Орлова, В. Альперович, Е. Власова, В. Скоморохов, М. Каталиков, О. Грибовская, А. Журавлёва, Д. Даниленко, Н. Соколовская.

Исполнительская деятельность

С 1994 года И. Лукина активно концертирует. Выступала как солистка и ансамблистка в лучших концертных залах и музейных комплексах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также за рубежом. Сотрудничала с такими коллективами, как «Telemann-consort», ансамбль старинной музыки Московской консерватории под руководством проф. А. Б. Любимова, оркестр Pratum Integrum (художественный руководитель П. Г. Сербин), хор студентов Московской консерватории, Государственный камерный хор (дирижёр – проф. В. В. Контарев), ансамбль Moscow Baroque, ансамбль солистов «Премьера» (художественный руководитель — проф. И. А. Дронов).

Ирина Лукина — участница театральных проектов в России и за рубежом. Исполняла партию бассо континуо на органе, клавесине и хаммерклавире в постановках оперных и драматических спектаклей: «Орфей» К. Монтеверди (совместно с А. Бернандини и Д. Вентцем, Амстердам, 2002), «Аптекарь» Й. Гайдна (дирижёр-постановщик И. Дронов, режиссёр-постановщик И. Ушаков, спектакли прошли в Москве и Санкт-Петербурге, 2008—2010), «Импресарио в затруднении» Д. Чимарозы (дирижёр-постановщик И. Дронов, режиссёр-постановщик И. Ушаков, 2010—2012), «Мнимые философы» Дж. Паизиелло (дирижёр-постановщик И. Дронов, режиссёр-постановщик И. Ушаков, 2012—2013), «Шёлковая лестница» Дж. Россини (дирижёр-постановщик И. Дронов, режиссёр-постановщик И. Ушаков, 2016—2017).

В качестве музыкального руководителя совместно с режиссёром И. Плотниковой и творческой группой Petit Opera осуществила российскую премьеру оперы Л. Керубини «Пигмалион» в рамках проекта «Два лика Галатеи» (дирекция проекта «Открытая сцена», Москва, 2011). Участвовала в спектакле «Буря. Шекспир – Пёрселл» (исполнительный продюсер и режиссёр-постановщик И. Плотникова, творческая группа Petit Opera, в главных ролях — Заслуженная артистка РФ К. Вязникова, А. Багдасаров, Ю. Медяник, Д. Хромов. Дирекция проекта «Открытая сцена», Москва, 2012), который был представлен в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска — 2011».

Ирина Лукина — автор театрально–музыкального проекта «Leonhardtstraat. Улица Леонхардта», посвящённого памяти выдающегося нидерландского клавесиниста, органиста, дирижёра, музыковеда и педагога Густава Леонхардта (Дирекция проекта «Открытая сцена», Москва, 2012). Специально для этого проекта клавесинистка создала транскрипции прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха для двух клавесинов и бассо континуо.

Клавесинистка принимала участие в фестивалях: Баховский фестиваль к 250-летию со дня смерти И. С. Баха (совместно с Н. Кожухарем, проф. А. А. Паршиным и проф. Ю. В. Мартыновым, Москва, 2000), Пасхальный фестиваль (Ярославль, 2010), VII Фестиваль российского искусства «Летний сад искусств» (Бари, Италия, 2013), «На пересечении прошлого и будущего» к 80-летию со дня рождения А. Шнитке (Москва, 2014), IX Фестиваль «Будущее театральной России» (Ярославль, 2017).