Ведущий специалист по работе со странами Ближнего и Среднего Востока
Родился в Иране (Боруджен). Персидское написание полного имени: حسین نورشرق. Имеет дипломы бакалавра (2009) и магистра (2011) юриспруденции в Российском университете дружбы народов. В 2014 году окончил аспирантуру на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств (ныне Московский государственный институт культуры). Полностью подготовлена к защите диссертация на тему: «Певческий голос как феномен культуры индоевропейских народов: опыт системно-типологического исследования на материале музыкальных традиций Ирана».
Иранский певец, подлинный носитель уникальной традиции иранского классического пения (аваз), специалист в области истории и культуры Ближнего и Среднего Востока. С 2008 года активно содействует Московской консерватории в изучении музыкальных традиций данного региона и в развитии культурного взаимодействия между Россией и Ираном. С 2014 года работает в Московской консерватории, параллельно выполняя функции научного консультанта по вопросам иранской культуры.
Деятельность Хосейна Нуршарга многообразна — она включает в себя:
- выступления в качестве солиста в многочисленных концертах, которые проходят в лучших залах Москвы и в других городах России (Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Смоленск), а также за рубежом (Австрия, Беларусь, Колумбия, Япония);
- организация и художественное руководство программами иранской классической и традиционной музыки в России;
- участие в исследовательских проектах и в организационной работе по проведению международных симпозиумов;
- реализация театрально-музыкальных проектов;
- издание научных статей и аудиодисков.
При содействии Хосейна Нуршарга в Московской консерватории открыт класс иранской классической музыки. Хосейн Нуршарг является ключевой фигурой в долгосрочном международном проекте «Россия и Иран: исторические пересечения и перспективы взаимодействия культур», поддержанном РГНФ (ныне РФФИ).
Хосейн Нуршарг привлекает к сотрудничеству лучших представителей самых разных областей иранской музыкальной и театральной культуры. В 2008–2016 годах Московская консерватория провела свыше тридцати концертов иранской классической музыки с участием таких видных инструменталистов, как Али Гамсари (тар, диван), Шахрияр Назари (ударные), Маджид Дэрахшани и Кейван Сакет (тар, сетар); с вокалистами Мохаммадом Мотамеди, Нагмэ Голами, Маэдэ Табатабаи и Хале Сэйфизадэ; с группами «Солх», «Фераг», «Гамар», «Караван» и др. Несколько концертных проектов были реализованы совместно с консерваторскими солистами и коллективами.
Помимо иранской классики, в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучали уникальные традиции разных народов Ирана в рамках концертных программ: «Здравствуйте! Я принёс вам запах моря» (2014), «Живые сокровища Ирана» и «Хранительницы» (2015).
Иранские творческие делегации, приглашённые по рекомендации Хосейна Нуршарга на Первый и Второй Международные круглые столы «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2012, 2013), а также на Первый и Второй Международные симпозиумы «Музыкальная карта мира» (2014, 2015), представили уникальные эпические песнопения, фрагментарно хранимые в памяти отдельных курдских исполнителей на северо-западе Ирана и считающиеся образцами древнеарийской звуковой культуры (их демонстрировал 96-летний Хезер Гадергармави), погребальные напевы зар малочисленной народности лаков (выступал последний носитель этой традиции Берагоджар Тахмасебьян), дервишескую звуковую практику братства «Ахле Хаг» из иранского Курдистана, которую продемонстрировал мастер игры на тамбуре Араш Шахриари. Эти раритетные традиции обстоятельно прокомментировали Мохаммадреза Дарвиши и Хамидреза Ардалан — исследователи, обладающие международной известностью.
В рамках тех же форумов выступал руководитель мастерской по реконструкции древнейших музыкальных инструментов в г. Казвине, реставратор и изобретатель Сейфоллах Шокри, давший в Московской консерватории серию мастер-классов по игре на созданных им струнных и духовых инструментах (в том числе на многофункциональном инструменте фарш, воплощающем идею звучания ковроткацкого станка). Также Хосейн Нуршарг дважды организовывал выступленияе традиционных трупп исполнителей религиозной мистерии тазийе в Москве: «Хорр» (театр «Сфера», 2014) и «Магталь Аббаса» («Мученичество Аббаса», Центр имени Всеволода Мейерхольда, 2015); эти представления обстоятельно прокомментировал видный иранский театровед Ардешир Салехпур.
Хосейн Нуршарг является инициатором как собственно музыкальных, так и музыкально-театральных, музыкальнолитературных и музыкально-кинематографических проектов. В их числе:
- постановка пьесы «Забывчивость» (Центр имени Всеволода Мейерхольда, 2015), драматург и режиссёр Дариуш Рабии (Иран);
- ирано-российская драматургическая лаборатория по созданию пьесы «Дом живых духов» (2015);
- участие делегации Московской консерватории в Четвёртом Международном семинаре традиционных ритуальных действ (Тегеран, 2014) и в 33-м Международном фестивале «Фаджр» (Тегеран, 2015).
Вместе с Хосейном Нуршаргом Научно-творческому центру «Музыкальные культуры мира» удалось реализовать несколько неординарных кросс-культурных проектов, в том числе:
- серию благотворительных концертов иранской классической музыки в Японии сразу после Великого восточно-японского землетрясения и цунами (апрель 2011);
- проведение фестиваля Московской консерватории «Вселенная звука» с участием иранской группы «Гамар» в Медельине (Колумбия, 2013);
- российско-турецко-иранский культурный проект «Солнце Анкары» (2013).
Хосейн Нуршарг — один из инициаторов и главных исполнителей долгосрочного проекта «Потомки Арктиды», объединяющего всё многообразие форм деятельности Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» в области российско-иранского сотрудничества.
Хосейн Нуршарг содействует развитию курсов по изучению иранской музыки в Московской консерватории, организует мастер-классы таких иранских музыкантов, как Пежман Эхтиари, Дариуш Чавоши, Ашкан Рахбар, Кейван Сакет, Дариуш Талаи, Али Казэми, Азадэ Амири и др., а также консультирует студентов и аспирантов Московской консерватории в ходе подготовки ими квалификационных работ по иранской музыке.
В их числе:
- дипломная работа М. В. Вяловой «Музыкальный инструмент как феномен звуковой культуры Ирана» (2014);
- кандидатская диссертация А. И. Козятник «Радиф как явление иранской классической музыки» (2016).
Публикации:
1. Традиция аваза в иранской классической музыке // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi 2010`17, Навукова-тэарэтычны часопiс, ISSN 2079-4436. — С. 79-82
2. Традиция аваза как основа иранской классической музыки // PAX SONORIS: история и современность (Памяти М.А. Этингера, Научный журнал. Выпуск IV. / Гл. ред. – Е.М. Шишкина. – Астрахань, 2008. — С.95-98
3. Фигура певца в иранском обществе Позднего Каджарского периода: культурологическое наблюдение // Творчество как фактор социализации личности. Материалы научной конференции, проведённой 25 апреля 2013 года на базе кафедры истории, истории культуры и музееведения // под общей научн. редю проф. А. А. Аронова. — М.: экон-информ, 2013. — С. 228-239
4. Певец и общество в иранской культуре // Музыкальная академия, 2014 (1). — С. 152-157 (издание ВАК)
Дискография:
1. CD “Bedahe Nava—Esfahan”, Iranian Classical Music (Hosein Nourshargh – voice, Majid Derakhshani – tar, Shahriar Famil Nazari – daf, tombak, dayere), Moscow, 2009;
2. Double CD “Sarzamin-e man”, Iranian classical music
Volume 1. “Asude bekhab”
Volume 2. “Sarzamin-e man” (Hosein Nourshargh & Feragh Ensemble), Moscow, 2010
3. CD “Biyarbade-ye shogh” (Hosein Nourshargh & Ghamar Ensemble), Moscow, 2014