Пианистка, педагог.
Родилась 28 августа 1899 года в Невеле Витебской губернии. Её отец — Вениамин Гаврилович Юдин — был известным в Невеле врачом. В детстве брала уроки у Ф. Д. Тейтельбаум–Левинсон, ученицы А. Г. Рубинштейна. С 1912 года обучалась в Петербургской (Петроградской) консерватории у O. K. Калантаровой, А. Н. Есиповой, В. Н. Дроздова и Ф. М. Блуменфельда (фортепиано). Серьёзно изучала также игру на органе, композицию и дирижирование, посещала занятия А. В. Преображенского (курс «Древнерусские нотации»; вместе с М. В. Бражниковым). Среди педагогов — Н. Н. Черепнин, Э. А. Купер (чтение партитур), М. О. Штейнберг и Я.(И. И.) Витол (теория музыки), В. П. Калафати. В 1921 году с отличием окончила консерваторию по классу Л. В. Николаева (выпускная программа включала, в том числе, 2 тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха). Посещала лекции на историко–филологическом факультете Петроградского университета (1921–22), училась в Богословско–пастырском училище. Большое влияние на духовный облик Юдиной и развитие её творческой индивидуальности оказала дружба с Б. Л. Яворским, философом П. А. Флоренским, поэтами Б. Л. Пастернаком, С. Я. Маршаком, H. A. Заболоцким, художниками В. А. Фаворским и Л. А Бруни. Исполнительский дебют состоялся на открытом выпускном экзамене в Петроградской консерватории, затем в БЗК Московской консерватории с оркестром под управлением Н. С. Голованова (ноябрь 1928).
С 1934 года постоянно жила в Москве. Преподавать начала в Петроградской (Ленинградской) консерватории (специальное фортепиано, 1921–30), а также Тбилисской консерватории (1932–34, руководила занятиями в аспирантуре). В 1936–51 годах — профессор Московской консерватории (в 1936–46 вела класс специального фортепиано, 1937–51 камерное пение). Позднее преподавала в ГМПИ им. Гнесных (класс камерного пения и класс камерного ансамбля, 1944–1960). Стремилась развивать в своих учениках подлинно творческое, музыкантское начало, прививать им широкую гуманитарную культуру. Однако на первом этапе обучения много внимания уделяла формированию пианистического аппарата, «ставила ученика–пианиста на ноги, то есть на руки» (выражение Юдиной). При работе над произведением старалась раскрыть прежде всего законы, а не правила, лежащие в его основе: «Законы живут, а правила неподвижны» (Цит. по: Дроздова М. А. С. 44). Большое значение придавала словесным образным характеристикам, освещавшим художественный строй музыкальных произведений или их детали. Нередко писала к сочинениям стихотворные или прозаические эпиграфы. Стремилась к разнообразию учебного репертуара, особенно в классе камерного ансамбля и камерного пения. Будучи по натуре просветителем, регулярно устраивала тематические концерты с участием студентов своего класса, которые имели большой общественный резонанс. Среди учеников: А. Артоболевская, А. Баланчивадзе, Д. Гольдберг, В. Деревянко, Л. Маркиз, Ю. Понизовкин, М. Чулаки. Многосторонний талант Юдиной, глубокие познания в области литературы, философии, изобразительного искусства, проявлялись в разнообразных творческих начинаниях — в художественном и музыкальном руководстве концертной постановкой оперы «Орестея» С. И. Танеева (Московская консерватория, 1939), в работе над переводами текстов вокальных сочинений (подготовка издания песен Шуберта с эквиритмическими переводами), в цикле лекций–концертов «Романтизм — истоки и параллели» (1966). Автор статей, а также перевода с немецкого языка книги Ф. Вейнгартнера «Исполнение классических симфоний. Советы дирижёрам. Т. 1. Бетховен» (М., 1965). Оставила воспоминания о Б. Л. Яворском, В. В. Софроницком, Д. Д. Шостаковиче.
Её брат — Борис Вениаминович Юдин (1904–1986), кинодраматург. Её двоюродный брат — Г. Л. Юдин,
Сочинения: М. В. Юдина Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978; Лучи божественной любви. М. – СПб., 1999; Вы спасётесь через музыку. Литературное наследие. М., 2005.
Умерла 19 ноября 1970 года в Москве.
Много концертировала в городах СССР, за рубежом (ГДР, 1950), выступала на радио (особенно часто в годы Великой Отечественной войны). Входила в состав фронтовых концертных бригад (1941–45). Играла в осаждённом Ленинграде (1943). Задачей музыканта считала «побуждение слушателя к известной духовной направленности» и в этом смысле соприкосновение с музыкой рассматривала как толчок к новому пониманию реальности (М. В. Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. С. 302). Исполнительское искусство пианистки было отмечено ярким своеобразием, силой, драматизмом и философской глубиной, нередко дискуссионностью. Суровая и волевая игра Юдиной, свободная от романтических традиций, придавала широко известным, даже «заигранным» произведениям свежесть и новизну. Основу репертуара составляли произведения И. Брамса, И. С. Баха, В. А Моцарта, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, К. Шимановского, П. Хиндемита, Э. Кшенека, А. Веберна, А. Берга, Б. Мартину, Б. Бартока и др. Многое было исполнено Юдиной впервые в СССР, записано на грампластинки. Среди высших исполнительских достижений — «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Выступала в ансамбле с К. Н. Дорлиак, С. В. Акимовой, М. И. Бриан, В. И. Павловской–Боровик, Л. А. Давыдовой, с Квартетами им. Глазунова и им. Бетховена.
Независимая жизненная и творческая позиция Юдиной, её репертуарные пристрастия и методы преподавания встречали неприятие в руководстве концертных организаций и учебных заведений, что привело в конце жизни к фактическому отстранению от концертной и преподавательской деятельности. В 1960 году была уволена из ГМПИ им. Гнесиных, в 1963 — лишена возможности концертировать.
Источник: Юдина М. В. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь.— М. 2007. — С. 636, 637.