Скрипач, педагог, композитор и дирижёр.
Родился 19 января 1832 года в Праге в семье чешского музыканта и педагога Эразма (Герасима) Лауба, у которого первоначально учился играть на скрипке. С 8 лет концертировал в Чехии и Моравии, В 1846 году блестяще окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки профессора М. Мильднера. В 1848 году переехал в Вену, где около 2 лет занимал место солиста оперного оркестра, выступал в сольных и камерных концертах, брал уроки композиции у 3. Зехтера. В 1853 году заменил Й. Иоахима на посту концертмейстера Веймарской капеллы (в Веймаре общался с Ф. Листом и Б. Сметаной). В 1856 году поселился в Берлине, заняв должность руководителя и «камервиртуоза» капеллы, одновременно преподавал в консерватории и Новой академии музыки, организовал квартет, трио. Вёл активную гастрольную деятельность (в России — в 1859 и 1865 годах; в Петербурге играл в ансамбле с А. Г. Рубинштейном, Т. Лешетицким). Его концерты получили высокую оценку музыкальных критиков, в частности A. M. Серова и князя В. Ф. Одоевского.
Музыкальная деятельность Лауба в России была необычайно масштабной и плодотворной. Замечательный виртуоз, глубокий интерпретатор, много концертировал как солист, ансамблист, дирижёр. П. И. Чайковский называл Лауба скрипачом–титаном и особо отмечал его «силу тона, страстность и благородную энергию» (Чайковский П. И. С. 72.). Одним из первых включил в концертный репертуар Сонаты и Партиты для скрипки соло И. С. Баха (долгое время были забыты, затем трактовались как инструктивные сочинения), исполнял Чакону Баха в оригинале (без фортепианного сопровождения). В репертуар Лауба входили концерты Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Дж. Б. Виотти, П. Роде, А. Вьётана, Л. Шпора, Ю. Свенсена, М. Бруха, В. Молика, сочинения Н. Паганини, Г. Эрнста, Р. Шумана, И. Брамса, собственные сочинения. С 1866 года возглавлял квартет МО РМО (Л., Г. Шрадик, Л. Минкус, Б. Косман; затем состав несколько раз менялся); с 1869 года играл в квартете вместе с И. В. Гржимали (который возглавил квартет в 1874 году). Этот ансамбль был первым исполнителем всех квартетов Чайковского (Третий квартет посвящён памяти Лауба). Прославился интерпретацией «Крейцеровой сонаты» Бетховена в ансамбле с Н. Г. Рубинштейном, клавирных сонат Баха, Сонаты А. Г. Рубинштейна. С 1866 года течение многих лет был концертмейстером симфонического оркестра МО РМО, которым дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Блестяще владел альтом, выступал с исполнением соло альта в симфонии «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза.
Сыграл основополагающую роль в становлении традиций московской скрипичной школы. В 1866 году был приглашён Н. Г. Рубинштейном в Московскую консерваторию на должность первого профессора по классу скрипки, руководителем квартетного икамерного классов (работал до 1874). Как педагог особое значение придавал развитию творческого дарования , артистизма, профессиональных качеств учеников, искусству выразительного пения на скрипке, богатству и многообразию музыкально–исполнительской речи. Придавал большое значение игре в ансамбле и оркестре. Среди учеников: А. Адольфи, А. Аренде, С. Барцевич, В. Виллуан, Е. Вонсовская, М. Давыдов, И. Котек, И. Лойко. В камерном классе Лауба учился С. И. Танеев. После смерти Лауба многие его ученики завершили образование под руководством Гржимали (с 1869 года — адъюнкт Лауба).
Автор музыкальных сочинений, в том числе, Концерта a moll для скрипке с оркестром, о котором благосклонно отзывался Чайковский (впервые исполнен в 1874), сочинения для скрипки: Elegie ор. 3, Quatre morceaux (Nocturne, Ballade, Romance, Saltarello) op. 4, Rondo scerzoso op. 6, Romance, Impromptu op. 7, Polonaise op. 8, Quatre morceaux (Canzonetta, Bonheur perdu, Romance sans paroles, Impromptu) op. 12, Drei Concert–Etuden op. 13, Trois morceaux op. 14, Этюд G dur (в редакции Г. Н. Дулова), а также скрипичные транскрипции Andante cantabile из Первого струнного квартета Чайковского. В 1966 году Пражская консерватория передала в дар Московской консерватории копию бюста Лауба работы О. Шпаниеля (хранится в Музее им. Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории, оригинал установлен на могиле музыканта в Вышеграде в Праге).
Его жена — певица Анна Мареш (Mares) — часто сопровождала его в концертных поездках. Среди его 5 детей (2 сына и 3 дочери) — Вацлав Фердинандович Лауб, известен как композитор, долгое время преподавал в Екатерининском институте в Москве; Вячеслав Фердинандович (1857–1911, Хабаровск) — альтист, хормейстер, композитор.
Умер18 марта 1875 года в Грисе, Тироль, похоронен в Праге.
Источник: Лауб Ф. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энцмклопедический словарь. — М. 2007. — С. 293.