Кулаковский
Лев Владимирович

  • Годы работы: 1931 - 1943
  • Преподаватель
Кулаковский<br /> Лев Владимирович

Музыковед, фольклорист. Старший научный сотрудник.

Родился 31 октября 1897года в городе Волочиск Староконстантиновского уезда Волынской губернии.

Учился на отделении биологии Киевского унивеситета (1916–1922), в Киевском театральном техникуме (1923–24), на научно–теоретическом факультете Киевского музыкально–драматического института им. Н. В. Лысенко (1924–27). Ученик Б. Л. Яворского (по системе «ладового ритма») и А. А. Альшванга. В 1925–30 годах преподавал в 5-й Киевской музыкальной профшколе и на факультете музыкального воспитания Института им. Н. В.Лысенко (1926–29). С 1930 года научный сотрудник ГАИС, участник фольклорных экспедиций в Брянскую, Владимирскую, Орловскую, Псковскую, Рязанскую, Ярославскую область (1938–56). В 1931–32 и 1941–43 годах — преподаватель кафедры фольклора Московской консерватории. Сотрудничал в журнале «СМ». Проводил полевые изыскания, связанные с многоствольными флейтами и другими народными музыкальными инструментами. Автор книг и статей по вопросам фольклора, педагогики, музыкальной эстетики, теории ладового ритма. Организатор одного из первых выездов народных исполнителей, представивших игру в «Кострому» (Москва, ВТО, 1940).

Сочинения: Ритмическая гимнастика Далькроза и ее значение // Музыка. 1925. № 5-8; К вопросу о строении народных мелодий // Музыкальное образование. 1928. № 4–6; Анализ выразительности народных мелодий // СМ. 1933. № 1; К проблеме изучения ладового строения народных произведений // СМ. № 3; Опера в звуковом кино // СМ. №4; В борьбе за учебник теории музыки // СМ.1933. №6; «Снегурочка». Опера Н.А. Рмского–Корсакова. М.,1933, 4-е издание, 1936; Основы музыкальной грамоты. М., 1934, 2-е издание — 1935; Советское музыкознание // СМ. 1937. №10–11;  «Царь Максимилиан» (совместно с В.М. Кривоносовым) // СМ.1939. №7; У истоков русской народной музыкальной культуры. Очерк 1: «Брянские флейты Пана» — кувиклы // СМ. 1940. №10; У истоков русской народной музыкальной культуры. Очерк 2: Брянский народный спектакль «Кострома» // СМ. 1940. №12; Заметки о советском мухыкознании // СМ.1948. №5; Музыкальная фольклористика на уровне современных мухыкальных требований // СМ. 1951. №10; О русском народном многоголосии. М.–Л. 1951; К спорам об интонации // СМ. 1952. №9; У истоков русского народного театра. Заметки фольклориста // Театр. 1953. №8; Владимирские рожечники // СМ. 1954. №11; Талантливый музыковед [к 35-летию деятельности А.Альшванга] //СМ. 1955. №9; Яворский — теоретик (совместно с В. А. Цукерманом) // СМ. 1957. №12; Музыка как искусство. М.,1960; Как научиться собирать и записывать народые песни. М., 1962; Песня, её язык, структура, судьбы. М., 1962; Яворский читает рукопись // Б.Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма. Т.1. М., 1964; Уроки народного творчества. М., 1974.

Умер 24 октября 1989 года в Москве.

Источник: Кулаковский Л. В. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 281, 282.