Иванов-Борецкий
Михаил Владимирович

  • Годы работы: 1921 - 1936
  • Преподаватель
Иванов-Борецкий<br /> Михаил Владимирович

Историк и теоретик музыки, композитор, педагог, музыкально–общественный деятель.

Родился 4 июня 1874 года в  Москве.

В 1896 году окончил юридический факультет Московского университета, работал по специальности. Одновременно занимался композицией у Н. С. Кленовского и Н. А. Римского–Корсакова (1898–1900). Написал в те годы ряд крупных сочинений — оперы, симфоническую сюиту, камерные ансамбли (часть их была исполнена и вызвала одобрение критики). В начале 1900-х годов уехал в Италию, занимался историей музыки во Флорентийской консерватории у А. Фалькони (1903–04). Здесь определилось главное направление научных интересов Иванова–Борецкого — искусство композиторов–полифонистов эпохи высокого Возрождения, его склонность к работе с рукописями, сформировалась незаурядная гуманитарная эрудиция.

 Вернувшись в Россию, занимался научно–исследовательской, общественной, и просветительской, деятельностью. Читал лекции по истории музыки на Пречистенских рабочих курсах в Москве, был ближайшим сотрудником В. А. Булычева (ученика С. И. Танеева) по организации Московской симфонической капеллы. Один из учредителей и основных деятелей общества «Музыкально—теоретическая библиотека» (1908), которое ставило задачу подготовки оригинальных и переводных изданий по различным отраслям музыкальной науки и широкой пропаганды музыкальных знаний (лекции, лекции–концерты и др.). Тогда же организовал кружок «Комическая опера» (здесь была поставлена его опера «Адольфина», 1908). После 1917 года работал в общественных, организациях и научных институтах, был одним из руководителей ГИМН.

 В 1921 году приглашен в Московскую консерваторию (класс истории музыки), где создал и возглавил музыкально–научно–исследовательское отделение (МУНАИС, 1924). Вложил много труда в разработку организационной структуры отделения, его учебных планов, программ, методов обучения. В 1924–26 годах был директором библиотеки консерватории. В 1929/30 учебных годах — проректор по учебной части, в 1932–34 годах руководил историко–теоретической кафедрой и нститутом аспирантуры. Среди учеников: Д. Житомирский, Ю. Келдыш, Т. Ливанова, Л. Мазель, А. Соловоцов, В. Ферман.

 


 

Сотрудничал в энциклопедическом словаре «Гранат», в Большой Советской Энциклопедии и Малой Советской Энциклопедии, в 11-томном издании Словаря Г. Римана и др. Член редколлегии журнала «Музыкальное образование», издававшегося Московской консерватории в 1925–30. Выпустил сборник «Музыкальное наследство» (Выпуск 1. 1935). Редактор серии переводов и изданий монографий западно–европейских ученых, а также вокальных произведений зарубежных композиторов.

Один из создателей советской школы исторического музыковедения, посвящённой изучению зарубежного искусства. Крупнейший специалист в области истории музыки эпохи Возрождения, а также XVII-XVIII веков. Собиратель и исследователь архивных источников (частично использованы в его «Музыкально–исторической хрестоматии», капитальной публикации «Материалы и документы по истории музыки», в сборнике материалов по истории музыки XVIII века, в описании и анализе найденной в Москве записной книжки Л. ван Бетховена). Создатель концепции формирования ладовой основы в музыке XV-XVI веков. (изложена в докладе на Музыкальной секции РАХН, 1924). Автор статей о творчестве И. С. Баха, Г .Ф. Генделя, Бетховена, Э. Т. А. Гофмана, Дж. Россини, о деятельности Дж. Сарти в России и др.

Источник: Иванов–Борецкий М. В. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 201, 202.