Пианист, дирижер, педагог
Родился 25 сентября 1830 г. в Ганновере, умер 27 июля 1916 г. в городе Штольц близ Потсдама, Германия.
Первоначально учился игре на скрипке. В 1847–49 гг. в качестве капельмейстера передвижной оперной труппы объездил ряд городов Германии и с триумфом дирижировал премьерой оперы «Пророк» Дж. Мейербера в Ганновере (1848). После нескольких лет обучения у Ф. Листа в Веймаре (1849–54) жил в Англии (1854–68). Знакомство с Р. Вагнером (1855) положило начало их многолетней дружбе. По мнению самого Клиндворта, это был второй решительный поворот в его жизни, определивший все дальнейшее духовное развитие (первым считал встречу с Листом). Выполнил переложения для фортепиано всех опер Вагнера (по просьбе композитора). Тогда же прославился как пианист, дирижер и педагог. В сезон 1861/62 организовал в Лондоне циклы симфонических, камерных и вокальных концертов под названием «Союз музыкальных искусств».
В 1868–81 вел в Московской консерватории классы специального фортепиано и камерного ансамбля. Среди учеников: В. Вильборг, М. Гурьева-Котц, С. Ляпунов, Л. Щербачёва. По воспоминаниям учеников, преподавание Клиндворта «было построено на строгом плане и выборе изучаемых произведений», что никогда не мешало проявлению в ученике индивидуального понимания особенностей произведений. «Сдержанный и спокойный характер Клиндворта и его корректное и вежливое обращение исключали всякую возможность каких-либо конфлитов с учениками, в которых он умел развить сознательное, вдумчивое отношение к музыкальным произведениям вообще» (ВМК. С. 525–26).
Вернувшись в Германию, основал в Берлине «Филармонические концерты» (совм. с Й. Иоахимом и Ф. Вюльнером), руководил концертами Вагнеровского об-ва. В 1884 открыл в Берлине свою консерваторию (среди педагогов Г.фон Бюлов), которая позже была объединена с аналогичным уч. заведением К. Шарвенки в Консерваторию Клиндворта – Шарвенки. Много внимания уделял редакторской работе (сочинения И.С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и др.), осуществил переложения для фортепианных произведений В.А. Моцарта, Дж.Россини, Г.Берлиоза, М.И. Глинки, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского. Последний восхищался комп. дарованием Клиндворта, отмечая «техническую отделку» его сочинений, которые могут служить «отличнейшим образцом фортепианно-концертной музыки» (посвятил Клиндворту Каприччо Ges dur op. 8, 1870, и Большую сонату G dur op. 37, 1878). В свою очередь Клиндворт состоял в переписке с Чайковским, а также с К.К. Альбрехтом и Н.Г. Рубинштейном. По свидетельству А.Б. Гольденвейзера, «сердечные отношения завязались» у Клиндворта с С.И. Танеевым.
Автор пьес для фортепиано и песен.
Источник: Д.Г. Ломтев К. Клиндворт. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 240.