Музыковед, композитор, педагог.
Тема диссертации «Универсальная система тонов» (1926).
В Московской консерватории работал в 1930–1931(?) году, читал факультативный курс «История и теория тоносистем».
Родился 10 апреля (по другим данным 10 июня) 1886 г., хутор Малый Несвитай Донской (ныне Ростовской) области Умер 19 мая 1944 г., Москва. Настоящая фамилия – Красноутский.
В 1908–1911 гг. учился в Музыкально-драматическом училище МФО у И.Н. Протопопова и А.Н. Корещенко (теория музыки). При изучении полифонии строгого стиля пользовался консультациями С.И. Танеева. Одновременно работал в Московской симфонической капелле. В 1910 г. выступал с лекциями о музыке. В 1914 г., отказавшись от военной службы, бежал за границу; работал кочегаром на пароходе, артистом цирка. В 1916 г. был одним из организаторов в Петрограде Научно-художественного общества им. Леонардо да Винчи. В 1917–1918 гг. – комиссар искусств Республики, работал в Наркомпросе. Участвовал в организации Пролеткульта. В 1919 г. возглавлял отдел искусств в Казани.
В 1920–1921 гг. преподавал теоретические предметы по собственной 48-тоновой системе в консерватории Ростова-на-Дону. В 1922 г. создал экспериментальное сочинение «Симфония гудков» с использованием фабричных гудков, ружейных залпов и т.п. (исполнялась в Баку и в Москве как музыкальное оформление революционных празднеств). С 1923 г. работал в Дагестане. С 1926 г. жил в Москве. Действительный член ГАХН и ГИМН. Защитил диссертацию «Универсальная система тонов». В 1927 г. демонстрировал свою систему (нем. Das universelle Tonsystem) на международной выставке во Франкфурте-на-Майне, в Штутгарте, Берлине.
В 1929–1934 гг. – участник оформления первых советских звуковых фильмов. В 1932–1933 гг. – зав. лабораторией рисованного звука НИИ кинематографии. В 1935–1941 гг. изучал в Кабардино-Балкарии музыкальный фольклор народов Северного Кавказа, написал ряд произведений для симфонического и духового оркестров на кабардинские темы. Участвовал в деятельности Кабардинского национального театра в Нальчике, в организации Национального ансамбля песни и пляски. В 1941–1943 гг. – художественный руководитель народного хора, основанного П.Г. Ярковым.
Источник: Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С.7.
Научные труды и публикации
А. М. Авраамов сотрудничал со многими периодическими изданиями. Автор многих статей, в том числе:
- Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки // Музыкальный современник. 1916. №6;
- Универсальная система тонов (U.T.S.). Итоги и перспективы // Жизнь искусства. 1926. №12;
- Электрификация музыки // Советское искусство. 1928. №1;
- Синтетическая музыка // Советская музыка. 1939. №8.
Публикации об этом педагоге
- Кто писал о музыке. Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. / Сост. Г.Б. Бернандт, И.М. Ямпольский. М. 1971. Т.1;
- Московская консерватория. 1866–1966 / Ред. коллегия: Л.С. Гинзбург, А.И. Кандинский, А.А. Николаев, В.В. Протопопов, Н.В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966;
- Gojowy D. Neue sowjetische Musik der 20er Jahre. Laaber, 1980;
- Lobanova, M. Avraamov, Arseny Mikhaylovich // Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 10 June 2008), http://www.grovemusic.com;
- Mende W. Musik und Kunst in der sowjetischen Revolutionskultur. Köln, 2009;
- Nelson A. Music for the revolution: musicians and power in early Soviet Russia. Penn State Press, 2004;
- Schlegel H.-J. Von visuellen Tönen zu audiovisueller Kontrapunktik. Tonkonzepte und -experimente der sowjetischen Filmavantgarde // Acoustic turn, hrsg. von Petra Maria Meyer. München, 2008;
- Sitsky, L. Music of the Repressed Russian Avant-Garde, 1900-1929. London, 1994;
- Soviet Music and Society Under Lenin and Stalin. Ed. by Neil Edmunds. London, 2004.