4 октября 1836, Эльберфельд (ныне часть г. Вупперталь, Германия) – 14 июня 1893, Москва.


Музыкальный деятель, виолончелист, теоретик, хоровой дирижер, композитор и педагог.

И. о. директора Московской консерватории (1883–1885).

Награжден орденом Святой Анны III степени.


Сын Карла Францевича Альбрехта (1807-1863) – композитора и дирижера Русской оперы в Петербурге (1840-1850), под чьим руководством в 1842 г. состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» М. И.  Глинки. Брат скрипача и музыкально-общественного деятеля Евгения Карловича Альбрехта (1842-1894). Первоначально учился музыке у отца. Посещал музыкальный кружок у С. А. Зайцева, в который входили также М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин. Затем уехал в Москву учиться играть на виолончели. В 1854 г. Альбрехт был принят в оркестр Большого театра, где трудился в течение 12 лет.

Был другом П. И. Чайковского. Между ними сложились теплые, искренние взаимоотношения. Чайковский посвятил Альбрехту произведение «Серенада для струнного оркестра» и романс «Новгородская песня». Между друзьями велась обширная переписка; сохранились 94 письма Чайковского к Альбрехту.Вместе с Н. Г. Рубинштейном Альбрехт принимал участие в организации московского отделения Русского Музыкального Общества и Московской консерватории.

Кроме того, он был одним из основателей Русского хорового общества (1878), где долгое время работал дирижером.Принимал также активное участие в музыкальной жизни Москвы на протяжении долгих лет. В 1883-1885 гг. Альбрехт исполнял обязанности директора Московской консерватории.В ведении Альбрехта находилось оформление отчетов заседаний Совета профессоров, составление инструкций, подписание контрактов с преподавателями, распределение учебной нагрузки, начисление жалования, дисциплинарный надзор, покупка нот и музыкальных инструментов, их ремонт, распространение билетов на спектакли и концерты Императорского Русского Музыкального Общества.

«Заслуги К. К. Альбрехта в различных отраслях его деятельности по консерватории трудно поддаются перечислению, потому что деятельность эта касалась внутреннего строя учреждения, но можно сказать, что он был душою его во все двадцать три года своей службы и не было ни мелких, ни крупных событий в жизни консерватории, которые бы совершались без его участия и содействия. Он был неутомимым и бескорыстным тружеником, старавшимся сделать все для него возможное». (Кашкин Н. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. М., 1891)


При подготовке текста использованы материалы сайтов:
Гатчина – вчера, сегодня... и журнала «Старинная музыка».

Педагогическая деятельность:

Из воспоминаний А. Н. Амфитеатровой-Левицкой:
«Сольфеджио преподавал инспектор музыкальных классов К. К. Альбрехт, очень строгий как инспектор и педантичный как педагог. […] Карл Карлович писал на доске какую-нибудь мелодию, мы списывали ее в свои нотные тетради и пели в унисон. Кроме данных мелодий, Карл Карлович заставлял петь различные интервалы […] На неверно спетый интервал или неточную интонацию Карл Карлович очень раздражался и заставлял повторять до тех пор, пока не будет спето верно. […] К. К. Альбрехт был среднего роста, худой, рыжеватый блондин с мелкими чертами лица и небольшими острыми черными глазками. Сухой и раздражительный, он всегда имел необыкновенно озабоченный вид и не ходил, а «носился» по консерватории, словно высматривал, все ли в порядке. По должности инспектора у него было много работы и входило в обязанности наблюдать за поведением учащихся».

(Воспоминания о Московской консерватории / Сост. и комм. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общ. ред. Н. В. Туманиной. М., 1966. С. 72)

Сочинения:

Композиторское творчество Альбрехта представлено главным образом вокальными сочинениями, близкими по характеру романсам Чайковского. Гармонический язык и форма хоровых сочинений Альбрехта в некоторых случаях предвосхищают хоровое письмо 1-й половины ХХ в. 

Научные труды. Издания. Публикации

Альбрехт – автор трудов по методике музыкального образования. Среди них «Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве» (1868) и «Курс сольфеджий» (1880). Пропагандировал этот метод в ряде учебных заведений Москвы – Реальном училище, московском Сиротском институте Императора Николая I, Смирительном арестантском доме.

Составленный Альбрехтом «Курс сольфеджий» (М., 1880, переиздан в 1926) был одобрен Советом профессоров и долгое время использовался в учебной практике Московской консерватории (во 2-й части пособия в качестве диктанта предлагаются русские народные песни).

Составитель сборников хоровых пьес.

Альбрехту принадлежит составление «Тематического указателя струнных и фортепианных трио, квартетов и квинтетов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона и Шумана» (Thematisches Verzeichnis der Streich- und Klaviertrios, Quartette und Quintette von Haydn, Mozart, Beethoven, Schubert, Mendelssohn Bartholdy und Schumann. Leipzig, 1890) и «Тематического указателя романсов, песен и опер М. И. Глинки в хронологическом порядке» (Москва, 1891).

Публикации об этом педагоге

  • [Свободный художник]. Консерватории и необходимые реформы их // Русская музыкальная газета. № 37–38
  • Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма. М., 1951
  • Киселёв В. П. И. Чайковский и К. К. Альбрехт [Вступительная статья] // Чайковский на московской сцене. М., 1940
  • Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М., 1999
  • Рудова (Свечкова) Н. От Гайдна до Шумана, или Неизвестный указатель Альбрехта // Старинная музыка. 2002. № 3
  • Свечкова Н. К. К. Альбрехт, В. И. Сафонов – в неизвестных документах и материалах (из истории зарубежных связей Московской консерватории) (дипломная работа. Московская консерватория, 1999)
  • Lomtev, Denis An der Quelle. Deutsche Musiker in Russland. Lage, 2002
  • Lomtev, Denis Die Deutschen in der russischen Musikwissenschaft. Lage, 2008