Учителя
Записи

Лауреат международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1979, III премия) и I Всесоюзного конкурса им. С. В. Рахманинова (Москва, 1983, II премия);
Президент «ЕРТА-Russia» (с октября 1996 г.) (национальная ассоциация России, являющаяся членом международной ассоциации «ЕРТА», зарегистрированная в России под именем «Объединение педагогов фортепиано «ЭПТА»);
Главный редактор журнала «Фортепиано»;
Почётный профессор Королевской Академии музыки Дании (Aarhus/Aalborg)
Медаль Международного Союза Музыкальных Деятелей.


Родилась в городе Бабушкин Московской области. Музыкой начала заниматься с семи лет. В 1962 году поступила в Музыкальную школу им. Гнесиных (семилетку) в класс Т. Н. Рогаль-Левицкой, ученицы Л. Н. Оборина.

В 1974 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1979 году — с отличием — Московскую консерваторию. Ученица Е. В. Малинина (специальное фортепиано), Т. А. Гайдамович (камерный ансамбль), Л. М. Живова (концертмейстерское мастерство).

Будучи студенткой, играла с оркестром под управлением Г. Н. Рождественского (первое исполнение в России «Инвенций» Б. Мартину). В 1979–1981 годах училась в ассистентуре–стажировке под руководством Е. В. Малинина. Более подробная информация о И. В. Осиповой на официальном сайте.


Педагогическая деятельность:

С 1981 года преподаёт на кафедре концертмейстерского мастерства Московской консерватории (ныне — межфакультетская кафедра концертмейстерского искусства), с 1990 года — одновременно на кафедре специального фортепиано (начала в качестве ассистента Е. В. Малинина), с 2002 года — профессор.

С 2007 года — профессор кафедры специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой.

С 1983 года успешно ведёт класс специального фортепиано также в Училище (колледже) при Московской консерватории.


Учебные курсы, мастер-классы:

Неоднократно давала мастер-классы в Англии, на Кипре, в Германии, Италии, Норвегии и различных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Кургане, Твери, Сочи, Рязани, Калининграде, Уфе и других.

Ученики:

Многие учащиеся Осиповой в Музыкальном училище поступили в Московскую консерваторию; несколько студентов подготовлены к участию на международных конкурсах, некоторые из них получили звания лауреатов и дипломантов. Среди учеников:

  • Козырева Марьяна — I премия на конкурсе «Учитель и ученик» памяти С. В. Рахманинова, I премия конкурса в Италии
  • Плеханова Алина — II премия на конкурсе «Учитель и ученик», II премия конкурса пианистов в Италии
  • Иванова Марина — III премия на конкурсе «Учитель и ученик», III премия конкурса им. Баха в Саарбрюкене
  • Горелова Надежда — IV премия на конкурсе в Барлетте (Италия)
  • Синельникова Татьяна м I премия на конкурсе в Риме
  • Кашунин Кирилл — диплом конкурса памяти Шопена в Москве, I конкурса в Лондоне, I премия конкурса «Памяти С. В. Рахманинова» в Москве (2006)
  • Громов Денис — диплом конкурса им. Шимановского в Польше, I премия на конкурсе в Риме, III премия конкурса им. А. Н. Скрябина в Италии
  • Прозорова Мария, Малофеева Майя — I премия в Кортемилии (Италия)
  • Еприкян Гарри — II премия в Горгано (Италия)
  • Ткачук Виктор — I премия конкурса на Кипре (Ларнака), Гран–при конкурса им. Рахманинова в Кургане
  • Королёва Александра — II премия конкурса «Памяти П. И. Чайковского» в Москве
  • Савалова Виктория — II премия Международного конкурса на Кипре, II премия конкурса памяти С. В. Рахманинова в Москве
  • Хачатуров Артём — диплом лучшего концертмейстера конкурса духовых инструмен

Участие в жюри конкурсов:

Работала в качестве Председателя или члена жюри Российских и международных конкурсов, проходивших в Москве, Петербурге, Вологде, Петрозаводске, Сочи, Краснодаре Риме, Гаргано, Кортемилии, Лондоне.


Концертная деятельность. Основной репертуар:

Осипова даёт сольные, ансамблевые концерты, и концерты с оркестром в Малом, Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории. За прошедшие годы Осиповой исполнен обширнейший репертуар: здесь и монографические концерты из произведений Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, С. Рахманинова, Р. Шумана, Й. Брамса. Много программ, сочетающих произведения различных композиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Равеля, Н. Метнера, Ф. Шуберта, С. Прокофьева и т. д. 

Пианистка выступала в городах России: Рязань, Тверь, Калининград, Уфа, Петербург, Сочи, Тамбов, Курган, Челябинск и других; давала концерты за рубежом: Англия (Лондон), Италия (Рим, в провинции Пулия, Турин, Ези, Бордигейра, Фоджия), Германия (Берлин, Кассель, Веймар, Ульм), Венгрия (Будапешт), Кипр (Никосия, Ларнака), Хорватия (Дубровник), Норвегия (Осло), Дания (Копенгаген), Португалия (Мадейра), Польша (Варшава, Академия им. Ф. Шопена), Франция (Париж). Помимо сольного исполнительства, она всегда интересовалась игрой в ансамбле с инструменталистами и певцами. Так, в 1981 году Осипова принимала участие в качестве концертмейстера на конкурсе вокалистов в Голландии, где её солистка (Т. Черкасова, ученица Н. Л. Дорлиак) завоевала I премию.

Музыкальная критика отмечала, что такой успех певицы, в значительной степени,  — заслуга и её концертмейстера, и эту премию, эту победу по праву разделяет и Осипова. Как концертмейстер Осипова выступает с норвежским скрипачом, профессором Академии музыки в Осло И. Шульдманом, певцом Н. А. Мясоедовым и другими. Выступала с А. П. Калашниковым, Д. Г. Миллером, А. А. Науменко, Г. А. Писаренко.

«И. В. Осипова  — талантливая пианистка, серьезный музыкант, обладает яркой артистической одаренностью. Ее исполнение отличается высоким профессиональным мастерством, сильным темпераментом, большой интонационной выразительностью» (профессор М. А. Смирнов).


Дискография:

  • Произведения М. Мусоргского с солистом Большого театра, Заслуженным артистом России А. Науменко
  • С. В. Рахманинов  — Шесть музыкальных моментов cоч. 16, все транскрипции для фортепиано
  • Н. Метнер  — Забытые мотивы соч. 38, соч. 39

Публикации об этом педагоге:

Публикации в прессе:

«...Какая искренность высказывания и выстраданность речи, как чудесно сплетена воедино гирлянда пьес-фантазий, соединённых серебряной нитью поэзии! Её эмоциональная игра не ласкает слух, как у иных барышень, но прямо берёт за сердце! Чувствуется счастливое влияние учителя  — признанного мастера! Недаром и академическое жюри уже не раз награждало пианистку лавровыми венками! Игра нашей пианистки отличается не только техническим мастерством, но и усеяна цветами, взращёнными собственным талантом исполнительницы; уже одно это достойно признания и восхищения» (Концерт-монография Шумана, газета «Советский музыкант», № 1054).

«...Игру Осиповой отличает особое равновесие эмоционального и рационального. Так, например, страстный порыв в Балладе № 4 сочетался с точной продуманностью, выстроенностью замысла. Вероятно, в этом случае именно техническая уверенность, уравновешенность и полный самоконтроль обеспечили ту самую свободу, которая делает исполнение вдохновенным и раскованным. Вся программа была исполнена с большим вкусом. Недаром говорится, что талант — это, прежде всего, — чувство меры» (Концерт–монография Шопена, журнал «Музыкальная жизнь», № 707).

«Серьёзное внимание привлекает её концертмейстерское исполнительство, которое наиболее полно и разносторонне проявилось в цикле концертов под рубрикой «Исторические концерты Московской консерватории». Подлинным творческим подвигом можно назвать проведенный педагогом кафедры концертмейстерского мастерства Ириной Осиповой цикл концертов «Из истории русского романса», представляющий по существу уникальную антологию этого музыкального жанра. Цикл проходил в течение трех сезонов в Рахманиновском зале Московской консерватории. Осипова, являясь яркой пианисткой–солисткой, уверенно демонстрирующей в сольных концертах постижение самых различных стилей фортепианной литературы, убежденно проносит через всю творческую жизнь любовь к вокальному камерному искусству, разучивая с певцами сотни романсов русских, советских и зарубежных авторов. Перед слушателями была развернута грандиозная панорама русской камерной музыки от ее истоков до бурного расцвета, и сделано это было ярко, талантливо, увлеченно, на самом высоком профессиональном уровне» (газета «Советский музыкант», № 1102).

«...Сама идея показать отдельно такой, казалось бы, несамостоятельный жанр, как транскрипция, оказалась на редкость плодотворной и глубокой, интересной особенностью программы концерта было то, что многие произведения звучали в концерте дважды — в оригинальном виде и потом уже в виде рахманиновской транскрипции. Транскрипции предстали перед слушателями во всей их удивительной красоте, сложности и яркости. Вся сложнейшая многоплановость фактуры была выявлена с редкостной легкостью и естественностью, с той заботливостью о каждой интонации, которая повышает значимость и художественную ценность звучания...» (газета «Советский музыкант», № 1125).

«...Серьёзность замыслов, их прочувствованность, эмоциональность игры, надежный пианизм — вот что определяет артистическое лицо исполнительницы, её профессиональный уровень. Особенно запомнились масштабные полотна, в которых ярко проявились лучшие качества пианистки — широкие линии развития, огромной силы кульминации, полная самоотдача на сцене» (I Всесоюзный конкурс пианистов, «Мелодия», аннотация, 1985 г.).

«Что же касается Второго концерта Рахманинова, то её проникновенная, прочувствованная и осмысленная до последней ноты интерпретация стала своего рода эталоном современного виртуозно–романтического прочтения Рахманинова. Это было настоящее музицирование, раскованное и вдохновенное» (газета «Советская Россия», № 8328).

«...Когда встречаются два больших музыканта — успех обеспечен. Очень редко доводится слышать такое великолепное владение своими инструментами. Шульдман и Осипова устроили великолепное путешествие в прекрасный мир музыки, в мир совершенства. Такое совершенство хочется слушать бесконечно…» (Норвежская газета «Sunnmorsposten», октябрь, 1998 г.).

«...Пианистка прекрасного тембрового мышления, она обладает широким диапазоном технических возможностей, её талант равно проявляется и в лирических эпизодах, и в эффектной патетике, и в танцевальной стихии» (газета «Калининградская правда», № 13366).

«“Музыкальные моменты” Рахманинова не давали публике расслабляться даже в паузах между пьесами — столь велико было воздействие мощного “волевого поля” пианистки» (газета «Калининградская правда», № 14601).

«Ирина Осипова дала два исключительно успешных сольных концерта в Лондоне. Ее выступление в St.–Martin-in-the-Fields было тепло принято аудиторией приблизительно в 500 человек, которая с восхищением и воодушевлением требовала “бис”. Вся программа была незабываема по глубине и силе музыкальной выразительности, богатству звука и изумительной оркестровке. В общем, это было выдающееся и исключительно отточенное выступление, сочетающее блестящую виртуозность с мощным звучанием» («EPTA Piano Journal», вып. 53).

«Пожалуй, без всяких преувеличений, довольно скоро стало ясно — такого владения инструментом в условиях “живого” концерта критик ещё не слышал» (Германия, Кассель, январь 2001 г.).