Лосева
Ольга Владимировна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Лосева<br /> Ольга Владимировна

Декан Факультета повышения квалификации (с 20.II.2020).
Профессор Кафедры теории музыки.
Соучредитель и член Совета Общества теории музыки.
Член Ученого совета и Редакционно-издательского совета.

Родилась в г. Ногинске Московской области. В 1975 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1980 г. — Московскую консерваторию (класс Е. В. Назайкинского), в 1984 г. — аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания по специальности «музыковедение» (научный руководитель — Д. В. Житомирский).

В 1988–1989 гг. стажировалась в Институте музыковедения при Венском университете и в «Hochschule für Musik».

В 1993–2003 гг. — заведующая Редакционно-издательским отделом Московской консерватории. В 1995 г. стипендиат Фонда П. Захера (Базель).

В 1984–2019 гг. — ведущий научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания.

Автор и составитель нескольких монографий и сборников, автор многочисленных статей на русском и немецком языках. Участник отечестенных и зарубежных научных конференций.

Пр. Р. Шумана (г. Цвиккау, 2000). Член Общества Р. Шумана в г. Цвиккау и г. Дюссельдорфе (Германия). Пр. за лучшую публикацию года Государственного института искусствознания за 2000, 2006 и 2019 гг.

Педагогическая деятельность

С 1990 г. преподает в Московской консерватории (на кафедрах теории музыки, истории зарубежной музыки и межфакультетской кафедре современной музыки).

Ведет индивидуальные занятия и лекции по спецкурсу «музыкальная форма», лекции и семинары по анализу музыкальных форм, современной музыке, истории зарубежной музыки, руководит дипломными работами, научными рефератами и диссертациями.

С 2003 г. — преподаватель, доцент межфакультетской кафедры современной музыки. С 2008 г. – доцент, 2013 г. — профессор кафедры теории музыки.

Научные труды

Музыка и глаз. О роли зрительного фактора в музыке ХХ века // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве ХХ века. М., 1994

Ханс Вернер Хенце // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 1. М., 1995

Современная музыка Австрии. Очерки и документы. М., 1998

Воспоминания о Роберте Шумане. М., 2000

Композитор как собственный биограф // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию Е. В. Назайкинского. М., 2001

От церковной музыки – к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема // Западное искусство: ХХ век. Проблема развития западного искусства ХХ века. М., 2001

Титульный лист как компонент художественного целого // Слово и музыка / Материалы науч. конференций «Памяти А. В. Михайлова». М., 2002

О русском путешествии Клары и Роберта Шуман // Музыкальная академия. 2002. № 3

Арнольд Шёнберг и теоретические вопросы музыкознания // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки ХХ века. М., 2003

Die Russlandreise Clara und Robert Schumanns 1844. Mainz, 2004 (в соавт. с Б. Р. Аппелем)

Арнольд Шёнберг. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Сост., пер., коммент. М., 2006. (В соавторстве с Н.О.Власовой)

Роберт Шуман. Шесть фуг на имя ВACH ор. 60. Этюды и Эскизы для педального фортепиано ор. 56 и ор. 58 // Из истории мировой органной культуры XVI – XX веков. М., 2007

Р. Хаубеншток-Рамати. Музыка и абстрактная живопись (пер. О. Лосевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009

«Геновефа», «Генофейфа», «Геновева»… Русский путь оперы Шумана // Научный вестник Московской консевратории. 2010. № 3. С. 107-131.

Robert Schumanns Rezepzion in Russland um 1900 // Robert Schumann. Persönlichkeit, Werk und Wirkung / Hg. von H. Loos. Leipzig, 2011. S. 400-414.

Марфа Сабинина. Записки (1831–1860). Сост., текстолог. подготовка, предисловие, статьи. М.: Кучково поле, 2019. 669 с., илл. (В соавторстве с М.П.Рахмановой)