Родился в г. Харькове (Украина). В 1968 г. окончил Центральную музыкальную школу, в 1974 г. – фортепианный факультет Киевской консерватории. Ученик Т. П. Кравченко, С. Л. Дижура, Е. В. Малинина, Л. Н. Наумова. Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (руководитель – М. А. Смирнов), которую окончил в 1977 г.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Фактурные принципы советской фортепианной сонаты в связи с задачами интерпретации» (Московская консерватория, 1977). В 1985-1986 гг. стажировался в Сорбонне и Национальной Парижской консерватории. Один из организаторов Музыкальных международных фестивалей современной музыки «Альтернатива» (Москва, 1989, 1990, 1991). В 1992-1997 гг. работал артистическим директором Российского национального оркестра под управлением М. Плетнёва.

Заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства.
Доктор искусствоведения.сс.: «Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХVIII–ХХ веков» (Московская консерватория, 1994).
Член Союза композиторов РФ (секция критики).


Педагогическая деятельность:

С 1977 г. преподает на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории, с 1997 г. – профессор. С 2004 г. заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства.

Читает курсы лекций по истории фортепианного искусства для студентов и аспирантов, является консультантом по педагогической практике, проводит семинары, посвященные фортепианному исполнительскому искусству XX века.

Учебные курсы, мастер-классы:

Читал курсы истории фортепианно-исполнительского искусства в Ростовском музыкально-педагогическом институте (Ростов-на-Дону, 1981-1982), на Сибирском областном факультете повышения квалификации (Томск, 1983); проводил лекционные циклы по вопросам исполнительства и педагогики, а также открытые уроки в средних и высших специальных учебных заведениях Воркуты (1980), Ярославля (1984), Костромы (1984), Смоленска (1985), Великого Новгорода (неоднократно с 1994 г.), Вологды (1995), Магнитогорска (1998).
Циклы лекций, посвященные музыкальному искусству и исполнительству XX в., читались в Московском союзе композиторов (на заседаниях секции критики), а также в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (сезоны 1989-1990, 1990-1991).

В 1986-1993 гг. неоднократно проводил семинары, мастер-классы и коллоквиумы в высших учебных заведениях Франции (Парижская национальная консерватория, Лионская национальная консерватория) и Югославии (Сава-центр, Белград).

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Международного конкурса юных пианистов им. С. В. Рахманинова в Великом Новгороде (1995; председатель жюри – 1998, 2003, 2006).

Научные труды. Издания. Публикации:

Научная деятельность последних лет посвящена вопросам истории и теории фортепианного искусства XIX-XX вв. (композиторское творчество и исполнительство), пианистического искусства XX в., стилевым направлениям в музыке второй половины XX столетия. Данная тематика нашла отражение в статьях для энциклопедических изданий, в аналитических исследованиях индивидуальных исполнительских поэтик, в методических работах по проблемам интерпретации современной музыки. Автор фундаментального исследования «Исполнитель в контексте художественной культуры XVIII-XX веков», а также многих публикаций по вопросам истории исполнительства, проблемам русской пианистической культуры, русского и зарубежного исполнительства XX века, музыкального авангарда. Общий объем опубликованных работ – около 100 печатных листов.

    Избранные научные публикации
  • К вопросу о стиле фортепианных сонат С. Прокофьева, фактура и интерпретация // Проблемы музыкознания. Вып. 1. М.: 1975
  • В поисках романтического пианизма // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М.: МГК. 1985
  • Фортепиано в истории музыкального авангарда // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М.: МГК. 1991
  • «Открытое» сочинение и исполнитель: пути осмысления и звукового воплощения алеаторной композиции // Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: «Музыка». 1991
  • На закате большого стиля. Фортепианное исполнительство на рубеже ХIХ-ХХ вв. // Музыкальная академия. 1992. № 3  
  • «Новый тип исполнителя» в контексте русского художественного авангарда 10-20 годов // Из истории музыкальной жизни России (ХIХ–ХХ вв.). М.: МГК. 1992
  • Из традиций в будущее. Исполнительское искусство Скрябина в свете художественных тенденций конца XIX – начала XX века // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. М.: МГК. 1993
  • Романтический миф в сумерках декаданса // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. М.: МГК. 1994
  • «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Скарлатти // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. М.: 2001
  • Мгновения в тишине. Исполнительская поэтика в условиях додекафонно-сериальной композиции // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. М.: 2003
  • От футуризма к «новой простоте». Исполнительское искусство С. С. Прокофьева в свете художественных тенденций времени // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
  • «Стратегия прорыва». К исполнительской поэтике В. В. Софроницкого // Вспоминая Софроницкого. Сост. А. Скрябин, И. Никонович. М., 2008