Чинаев
Владимир Петрович

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Чинаев<br /> Владимир Петрович

Родился в городе Харьков (Украина). В 1968 году окончил Центральную музыкальную школу, в 1974 году — фортепианный факультет Киевской консерватории. Ученик Т. П. Кравченко, С. Л. Дижура, Е. В. Малинина, Л. Н. Наумова. Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (руководитель — М. А. Смирнов), которую окончил в 1977 году.

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию: «Фактурные принципы советской фортепианной сонаты в связи с задачами интерпретации» (Московская консерватория, 1977). В 1985–1986 годах стажировался в Сорбонне и Национальной Парижской консерватории. Один из организаторов Музыкальных международных фестивалей современной музыки «Альтернатива» (Москва, 1989, 1990, 1991). В 1992–1997 годах работал артистическим директором Российского национального оркестра под управлением М. Плетнёва.

Заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства;
Доктор искусствоведения. Дисс.: «Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХVIII–ХХ веков» (Московская консерватория, 1994);
Член Союза композиторов РФ (секция критики).


Педагогическая деятельность:

С 1977 года преподаёт на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории, с 1997 года — профессор. С 2004 года — заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства.

Читает курсы лекций по истории фортепианного искусства для студентов и аспирантов, является консультантом по педагогической практике, проводит семинары, посвящённые фортепианному исполнительскому искусству XX века.

Учебные курсы, мастер-классы:

Читал курсы истории фортепианно-исполнительского искусства в Ростовском музыкально-педагогическом институте (Ростов-на-Дону, 1981–1982), на Сибирском областном факультете повышения квалификации (Томск, 1983); проводил лекционные циклы по вопросам исполнительства и педагогики, а также открытые уроки в средних и высших специальных учебных заведениях Воркуты (1980), Ярославля (1984), Костромы (1984), Смоленска (1985), Великого Новгорода (неоднократно с 1994 г.), Вологды (1995), Магнитогорска (1998).

Циклы лекций, посвящённые музыкальному искусству и исполнительству XX века, читались в Московском союзе композиторов (на заседаниях секции критики), а также в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (сезоны 1989–1990, 1990–1991).

В 1986–1993 годах неоднократно проводил семинары, мастер-классы и коллоквиумы в высших учебных заведениях Франции (Парижская национальная консерватория, Лионская национальная консерватория) и Югославии (Сава-центр, Белград).

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Международного конкурса юных пианистов им. С. В. Рахманинова в Великом Новгороде (1995; председатель жюри — 1998, 2003, 2006).

Научные труды. Издания. Публикации:

Научная деятельность последних лет посвящена вопросам истории и теории фортепианного искусства XIX–XX веков (композиторское творчество и исполнительство), пианистического искусства XX века, стилевым направлениям в музыке второй половины XX столетия.

Данная тематика нашла отражение в статьях для энциклопедических изданий, в аналитических исследованиях индивидуальных исполнительских поэтик, в методических работах по проблемам интерпретации современной музыки. Автор фундаментального исследования «Исполнитель в контексте художественной культуры XVIII–XX веков», а также многих публикаций по вопросам истории исполнительства, проблемам русской пианистической культуры, русского и зарубежного исполнительства XX века, музыкального авангарда. Общий объём опубликованных работ — около 100 печатных листов.

    Избранные научные публикации
  • К вопросу о стиле фортепианных сонат С. Прокофьева, фактура и интерпретация // Проблемы музыкознания. Вып. 1. — М.: 1975
  • В поисках романтического пианизма // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. — М.: МГК. 1985
  • Фортепиано в истории музыкального авангарда // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. — М.: МГК. 1991
  • «Открытое» сочинение и исполнитель: пути осмысления и звукового воплощения алеаторной композиции // Музыкальное исполнительство и педагогика. — М.: «Музыка». 1991
  • На закате большого стиля. Фортепианное исполнительство на рубеже ХIХ–ХХ веков // Музыкальная академия. 1992. № 3  
  • «Новый тип исполнителя» в контексте русского художественного авангарда 10–20 годов // Из истории музыкальной жизни России (ХIХ–ХХ вв.). — М.: МГК. 1992
  • Из традиций в будущее. Исполнительское искусство Скрябина в свете художественных тенденций конца XIX — начала XX века // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. — М.: МГК. 1993
  • Романтический миф в сумерках декаданса // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. — М.: МГК. 1994
  • «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Скарлатти // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. — М.: 2001
  • Мгновения в тишине. Исполнительская поэтика в условиях додекафонно-сериальной композиции // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. — М.: 2003
  • От футуризма к «новой простоте». Исполнительское искусство С. С. Прокофьева в свете художественных тенденций времени // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. — М., 2006
  • «Стратегия прорыва». К исполнительской поэтике В. В. Софроницкого // Вспоминая Софроницкого. Составители А. Скрябин, И. Никонович. — М., 2008