Силантьева
Ирина Игоревна

  • Годы работы: 2001 - 2012
  • Доктор искусствоведения
  • Доцент
Силантьева<br /> Ирина Игоревна

Член Президиума Российской общественной Академии Голоса (2008).
Тема докторской диссертации: «Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве» (Московская консерватория, 2008).


Родилась в г. Москве. В 1975 г. окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, в 1991 г. – Государственный институт театрального искусства (РАТИ ГИТИС) по специальности «театральный критик, историк театра», в 2006 г. – Заочный народный университет искусств по специальности «режиссер драмы».

В 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Работа Ф. И. Шаляпина над оперным образом (по материалам личной библиотеки артиста)» (РАТИ ГИТИС). Силантьева – постоянный участник научно-практических конференций по проблемам исполнительского искусства в Московской консерватории и Санкт-Петербургской консерваториях (в рамках ежегодного смотра-конкурса вокалистов), семинаров по методологическим проблемам театроведения в РАТИ ГИТИС, семинаров лаборатории виртуалистики и кафедр философии и психологии Института Человека Российской Академии наук по проблеме психологии перевоплощения в контексте современных знаний о человеке.

Научный вклад Силантьевой в теорию оперного исполнительства отмечен в приказе Министерства культуры РФ. В 2001-2008 гг. помощник ректора Московской консерватории.

Педагогическая деятельность:

С 2001 г. доцент кафедры оперной подготовки Московской консерватории. Ведет лекционно-практические занятия со студентами вокального факультета, авторские курсы на Факультете повышения квалификации, концертно-просветительскую деятельность, выступила редактором-составителем юбилейного сборника «Монологи об оперном искусстве» к 70-летию Оперного театра Московской консерватории.

Приоритетные области профессиональной деятельности, исследовательских и научно-творческих интересов Силантьевой – метод образотворчества Ф. И. Шаляпина, философия и психология творчества, психология перевоплощения в драме и опере; исполнительское искусство и оперная режиссура в контексте практической психологии; драматургия камерного вокального жанра, образно-смысловое интонирование певца-актера.

Метод психологического перевоплощения Силантьевой, успешно выступившей в качестве режиссера-постановщика, нашел практическое выражение в спектаклях Оперного театра «Мавра» И. Стравинского (2002, Малый зал консерватории), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (2003, Большой зал консерватории, Рахманиновский зал консерватории), в работе над операми «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова; спектакль «Свадьба Фигаро» стал участником фестиваля «Академия музыки “Новое передвижничество”» в г. Ярославле и удостоен диплома Союза Композиторов РФ.

Неизменно привлекают внимание исполнителей и слушателей театрализованные вечера автора и ведущей Силантьевой из цикла «Мистерия: ХХI век» в рамках традиционной «Музыкальной гостиной»: многие студенты, аспиранты, педагоги консерватории приняли участие в играх-импровизациях «Шаляпин и его Демон», «Орфей: мистерия восхождения», «Фауст: мистерия обновления», «“Снегурочка”: Римский-Корсаков репетирует...» – неизменно привлекают исполнителей и слушателей. В этом жанре Силантьева создала драматическую песнь «Сказание о воинской Славе», постановку которой она осуществила в рамках консерваторского фестиваля «60 лет Памяти» (2005). Собранный в процессе творческой и преподавательской деятельности практический материал определил проблему и составил основу диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения (кафедра истории и теории исполнительского искусства), над которой Силантьева работает с 2003 г.

Участие в жюри конкурсов:

  • Председатель жюри смотра-конкурса «Театральные игры школьников» (г. Ивантеевка, ноябрь 1995).
  • Председатель жюри Московского фестиваля школьников «Мы дети твои, Москва!» в номинации «Театр» (апрель-май 1996).
  • Член жюри конкурса молодых композиторов «Мистерия. XXI век» Московской консерватории (март 2003).
  • Член жюри VI Международного фестиваля-конкурса хорового и вокального искусства им. Ф. И. Шаляпина (Ялта, ноябрь 2006).

Научные труды. Издания. Публикации

Результаты многолетних исследований изложены в монографиях «Шаляпин, каким его знали книги (к 125-летию со дня рождения)» (1997), «Актер и его Alter Ego» (2000, в соавторстве), «Алгоритмы преображения»(2005), в многочисленных концептуальных статьях, а также в специальном курсе «Психология вокально-сценического перевоплощения» (28 лекций) и в методических пособиях для студентов по воспитанию персонажного мышления «Театральность романса» (2005), «Архитектоника персонажной личности» (2006), дающих профессионально устойчивые результаты.