Багдасарян
Рафаэль Оганесович

  • Годы работы: 1985 - 2016
  • Заслуженный артист Армении, Заслуженный артист РФ, Народный артист России
  • Профессор
Багдасарян<br /> Рафаэль Оганесович

Награжден Орденом «Знак Почёта» (1976)
Лауреат Московского молодежного фестиваля (1957)
Лауреат Всесоюзных конкурсов исполнителей на оркестровых инструментах (1957, 1963)


Родился в селе Сарнахпюр («холодный родник») (Армения). В 1953 г. после окончания школы военно-музыкантских воспитанников Советской армии в г. Ереване (класс С. А. Абаджева), по распределению был направлен в Москву в Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР.

В 1957 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (класс И. П. Мозговенко), в 1962 г. — с отличием Московскую консерваторию (класс А. В. Володина), в 1965 г. — ассистентуру-стажировку (руководитель В. В. Петров).

Багдасарян — новатор. В 1957 г. первым в Московской консерватории освоил «французскую» (Бемскую) систему кларнетов и является ее активным пропагандистом. В 1978 г. вторично с отличием окончил Московскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Б. Э. Хайкина).

В настоящее время Народный артист России, профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян продолжает вести активную творческую деятельность как солист, ансамблист, педагог и дирижер.

Педагогическая деятельность:

С 1963 г. педагог по классу кларнета в Музыкальном училище при Московской консерватории, а с 1985 г. педагог кафедры духовых и ударных инструментов Московской консерватории. Многие его ученики – лауреаты Российских и Международных конкурсов – работают в лучших симфонических и оперных оркестрах Москвы, городов России и других стран мира.

Ведет мастер-классы в Москве, Волгограде, Братске, Ереване, Уфе, Филадельфии, Лос-Анджелесе, в городах Южной Кореи и других стран.

Заслуженный артист Армении (1979)
Заслуженный артист РФ (1997)
Президент клуба кларнетистов г. Москвы (с 2000 г.)
Народный артист России (2003)


Ученики:

Многие из его учеников, наряду с исполнительской деятельностью, успешно ведут педагогическую работу в учебных заведениях России и за ее пределами.

Ученики:

  • Духовой квинтет: И. Лундин (флейта), Ю. Шубин (гобой), М. Семенов (кларнет), А. Бахолдин (валторна), А. Сизов (фагот). Лауреат международного конкурса камерных ансамблей в Италии (2 премия, Кальтанисетта, декабрь, 1991).
  • А. Тараданкин. Лауреат Международного конкурса юных исполнителей на деревянных духовых инструментах (Москва, декабрь 1993).
  • Е. Веремеенко. Дипломант международного конкурса юных исполнителей на деревянных духовых инструментах (Москва, декабрь 1993).
  • Г. Зубрицкий. Лауреат всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (2 премия, Санкт-Петербург, январь-февраль 1995).
  • А. Рузанова. Дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (Санкт-Петербург, январь-февраль 1995).
  • А. Квятковская. Лауреат Международного конкурса, посвященного 50-летию провозглашения независимости государства Израиль (1 премия, младшая группа, Москва, май 1998).
  • Д. Перевертайленко. Лауреат Международного конкурса, посвященного 50-летию провозглашения независимости государства Израиль (1 премия, младшая группа, Москва, май 1998).
  • Б. Аллахвердян. Лауреат 1-го Международного конкурса им. С. В. Розанова (2 премия, Москва, август-сентябрь 2000). Лауреат V открытого Всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах им. Н.А.Римского-Корсакова (2 премия, Санкт-Петербург, ноябрь-декабрь 2000).
  • Р. Мамыкин. Лауреат I Московского открытого конкурса кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (3 премия, младшая группа, Москва, март 2002).
  • Е. Корнев. Лауреат I Московского открытого конкурса кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (1 премия, старшая группа, Москва, март 2002).
  • А. Михайленко. Лауреат Международного конкурса юных музыкантов «Симфония» (2 премия, Волгоград, апрель, 2002).
  • А. Балынский. Лауреат V Открытого конкурса музыкантов «Юношеские ассамблеи искусств» (1 премия, Москва, ноябрь 2002).

За время работы с 1985 г. по настоящее время по классу кларнета и камерного ансамбля у Багдасаряна окончили консерваторию более 50 учеников, в том числе зарубежных. Наиболее яркие из них приняты по конкурсу:

  • в оркестр Государственного Академического Большого театра — Е. Алешин, А. Бахолдин, А. Валов, А. Горбунов, А. Канарев, Н. Безверхний, Г. Зубрицкий, А. Тараданкин, Е. Митрофанова.
  • в оркестр Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — К. Дегтярёв, Н. Матвиенко, Э. Тушев.
  • в Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е. Светланова — Ю. Бабий.
  • в Российский национальный оркестр — А. Гетьман.
  • в Большой симфонический оркестр радио и телевидения — И. Еремин.
  • в оркестр Государственной академической симфонической капеллы — Н. Фатько, И. Сидорский, С. Алумян, А. Рузанова.
  • в оркестр Якутской Филармонии — М. Тауров.
  • в оркестр Латвийской филармонии — И. Ливманис.
  • в оркестр Киргизской филармонии — М. Ибраев.
  • в оркестр Техасского Университета, г. Лаббок (США) — Д. Перевертайленко.
  • в оркестр «Русская филармония» — П. Золотухин.

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Всероссийских и Международных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Техасском университете (США), Оденсе (Дания, Международный конкурс имени Карла Нильсена).

В 1997 г. Багдасарян первым из отечественных кларнетистов был приглашен на Всемирный конгресс кларнетистов в г. Лаббоке (штат Техас, США), где выступил с сольным концертом, провел мастер-классы и был членом жюри Международного конкурса.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Как солист и ансамблист Багдасарян выступает с выдающимися музыкантами — В. Ашкенази (фортепиано), М. Ростроповичем (виолончель), Г. Вишневской (сопрано), В. Пикайзеном (скрипка), В. Поповым (фагот), Э. Бароне (фортепиано, США), «Московским трио» в составе: А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин и многими другими в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Оденсе (Дания), Бухаресте, Софии, Филадельфии, Киеве, Ереване. Концерты класса профессора Багдасаряна с большим успехом проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Уфе, Братске и других городах России.

Ежегодные ноябрьские концерты класса Багдасаряна в Рахманиновском зале консерватории проходят с большим успехом. На них приезжают коллеги из разных стран мира. Багдасарян — первый исполнитель в Москве «Эбони-концерта» для кларнета Стравинского, трио «Контрасты» Б. Бартока (совместно с Г. Фейгиным, В. Ашкенази), Сонаты для кларнета-соло Т. Олаха, посвященных ему концертов Л. Книппера, Э. Хагагортяна, А. Лемана, Сонаты-соло В. Артёмова и других сочинений. Багдасарян записал множество пластинок и компакт-дисков. В фонд радио сделаны записи сочинений для кларнета.

Научные труды. Издания. Публикации:

Багдасарян — автор виртуозных транскрипций для кларнета, а также методических разработок по технике игры на кларнете.

Транскрипции (переложения и обработки для кларнета)

  • Паганини Н. «Каприс № 24» для скрипки соло. Переложение и обработка для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 1961.
  • Сен-Санс К. «Интродукция и Рондо-Капричиозо» для скрипки с оркестром. Переложение для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 1997.
  • Сарасате П. «Наварра» для двух скрипок с оркестром. Переложение для двух кларнетов и фортепиано. В рукописи. М., 1998.
  • Вивальди А. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Переложение для четырех кларнетов и фортепиано. В рукописи. М., 1999.
  • Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром. Переложение 1-й части части концерта для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 2002.
  • Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром. Переложение 3 части концерта для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 2002.

Обработки и инструментовки

  • Диттерсдорф Х. Симфониетта. Обработка и инструментовка для 16 кларнетов. В рукописи. М., 1999.
  • Шостакович Д. Полька из балета «Золотой век». Обработка и инструментовка для ансамбля солистов (стурнных и духовых). В рукописи. М., 1983.
  • Митио Мияги «Весеннее море». Аранжировка и инструментовка для фагота и струнного оркестра. В рукописи. М., 1992.

Научные труды

  • «Инструментальные духовые ансамбли Бетховена» (проблемы стиля и интерпретации). М., 1989.
  • «Бетховен — Квинтет для фортепиано и четырех духовых» (Анализ исполнительских проблем). М., 1995.
  • «Проблемы камертона и темперированного строя».
  • Статья «Большой театр». 10.02.2000.

Редакции

  • Артёмов В. Соната соло для кларнета (посвящена Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1968.
  • Книппер Л. Концерт для кларнета с оркестром (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1968.
  • Леман А. Концерт для ансамбля кларнетов с солирующим кларнетом «Корифей» (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партий кларнетов. В рукописи. Москва, 1998.
  • Русанова-Лукас Е. Квартет для четырех кларнетов (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партий кларнетов. В рукописи. Москва, 2002.
  • Хагагортян Э. Концерт для кларнета с оркестром (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1971.

 Публикации об этом педагоге:

Его творческой и педагогической деятельности посвящена большая статья в книге «Портреты советских исполнителей на духовых инструментах» (М., 1989).

Также в Англии в издательстве EPL в 1989 г. вышла книга Памелы Вестон «Clarinet Virtuosi of Today», в которой автор посвятил большую статью творчеству и личности Багдасаряна. Также его творчеству посвящен ряд радиопередач. Выступал в качестве дирижера с различными симфоническими оркестрами, в том числе с Национальным симфоническим оркестром Армении. Исполнительское искусство музыканта отмечено высокой оценкой критики.

В выдержке из рецензии «Ода об оркестре Большого театра» (Советская музыка. 1982. № 7. С. 25), говорится: «Динамический диапазон духовых инструментов, как известно, значительно уже, чем у струнных. Правда, среди музыкантов-духовиков оркестра есть люди, почти опровергающие такие общепринятые и, казалось бы, бесспорные представления. В первую очередь я бы назвал кларнетиста Рафаэля Оганесовича Багдасаряна, мастера, исчезающе-тонких, чуть ли не призрачных pianissimo, иные его сольные фразы (в «Иване Сусанине», «Руслане и Людмиле», «Травиате», «Тоске», «Спартаке», «Чайке») стоят целого спектакля — столько в них чувства, смысла, красоты, не говоря уже о фантастическом владении инструментом».

История


Концерты


30
НОЯ
2017

Концерт памяти профессора Р. О. Багдасаряна

30
ЯНВ
2017

Концерт памяти Народного артиста России, профессора Р.О. Багдасаряна

28
НОЯ
2016

Класс профессора Р.О. Багдасаряна (кларнет)

26
НОЯ
2015

Класс профессора Р. О. Багдасаряна (кларнет)

18
ФЕВ
2015

Абонемент № 15. Александр Бондурянский (фортепиано)

Все концерты»

События


Все события»
все записи »