Награжден Орденом «Знак Почёта» (1976)
Лауреат Московского молодежного фестиваля (1957)
Лауреат Всесоюзных конкурсов исполнителей на оркестровых инструментах (1957, 1963)


Родился в селе Сарнахпюр («холодный родник») (Армения). В 1953 г. после окончания школы военно-музыкантских воспитанников Советской армии в г. Ереване (класс С. А. Абаджева), по распределению был направлен в Москву в Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР.

В 1957 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (класс И. П. Мозговенко), в 1962 г. — с отличием Московскую консерваторию (класс А. В. Володина), в 1965 г. — ассистентуру-стажировку (руководитель В. В. Петров).

Багдасарян — новатор. В 1957 г. первым в Московской консерватории освоил «французскую» (Бемскую) систему кларнетов и является ее активным пропагандистом. В 1978 г. вторично с отличием окончил Московскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Б. Э. Хайкина).

В настоящее время Народный артист России, профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян продолжает вести активную творческую деятельность как солист, ансамблист, педагог и дирижер.

Педагогическая деятельность:

С 1963 г. педагог по классу кларнета в Музыкальном училище при Московской консерватории, а с 1985 г. педагог кафедры духовых и ударных инструментов Московской консерватории. Многие его ученики – лауреаты Российских и Международных конкурсов – работают в лучших симфонических и оперных оркестрах Москвы, городов России и других стран мира.

Ведет мастер-классы в Москве, Волгограде, Братске, Ереване, Уфе, Филадельфии, Лос-Анджелесе, в городах Южной Кореи и других стран.

Заслуженный артист Армении (1979)
Заслуженный артист РФ (1997)
Президент клуба кларнетистов г. Москвы (с 2000 г.)
Народный артист России (2003)


Ученики:

Многие из его учеников, наряду с исполнительской деятельностью, успешно ведут педагогическую работу в учебных заведениях России и за ее пределами.

Ученики:

  • Духовой квинтет: И. Лундин (флейта), Ю. Шубин (гобой), М. Семенов (кларнет), А. Бахолдин (валторна), А. Сизов (фагот). Лауреат международного конкурса камерных ансамблей в Италии (2 премия, Кальтанисетта, декабрь, 1991).
  • А. Тараданкин. Лауреат Международного конкурса юных исполнителей на деревянных духовых инструментах (Москва, декабрь 1993).
  • Е. Веремеенко. Дипломант международного конкурса юных исполнителей на деревянных духовых инструментах (Москва, декабрь 1993).
  • Г. Зубрицкий. Лауреат всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (2 премия, Санкт-Петербург, январь-февраль 1995).
  • А. Рузанова. Дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (Санкт-Петербург, январь-февраль 1995).
  • А. Квятковская. Лауреат Международного конкурса, посвященного 50-летию провозглашения независимости государства Израиль (1 премия, младшая группа, Москва, май 1998).
  • Д. Перевертайленко. Лауреат Международного конкурса, посвященного 50-летию провозглашения независимости государства Израиль (1 премия, младшая группа, Москва, май 1998).
  • Б. Аллахвердян. Лауреат 1-го Международного конкурса им. С. В. Розанова (2 премия, Москва, август-сентябрь 2000). Лауреат V открытого Всероссийского конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах им. Н.А.Римского-Корсакова (2 премия, Санкт-Петербург, ноябрь-декабрь 2000).
  • Р. Мамыкин. Лауреат I Московского открытого конкурса кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (3 премия, младшая группа, Москва, март 2002).
  • Е. Корнев. Лауреат I Московского открытого конкурса кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (1 премия, старшая группа, Москва, март 2002).
  • А. Михайленко. Лауреат Международного конкурса юных музыкантов «Симфония» (2 премия, Волгоград, апрель, 2002).
  • А. Балынский. Лауреат V Открытого конкурса музыкантов «Юношеские ассамблеи искусств» (1 премия, Москва, ноябрь 2002).

За время работы с 1985 г. по настоящее время по классу кларнета и камерного ансамбля у Багдасаряна окончили консерваторию более 50 учеников, в том числе зарубежных. Наиболее яркие из них приняты по конкурсу:

  • в оркестр Государственного Академического Большого театра — Е. Алешин, А. Бахолдин, А. Валов, А. Горбунов, А. Канарев, Н. Безверхний, Г. Зубрицкий, А. Тараданкин, Е. Митрофанова.
  • в оркестр Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — К. Дегтярёв, Н. Матвиенко, Э. Тушев.
  • в Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е. Светланова — Ю. Бабий.
  • в Российский национальный оркестр — А. Гетьман.
  • в Большой симфонический оркестр радио и телевидения — И. Еремин.
  • в оркестр Государственной академической симфонической капеллы — Н. Фатько, И. Сидорский, С. Алумян, А. Рузанова.
  • в оркестр Якутской Филармонии — М. Тауров.
  • в оркестр Латвийской филармонии — И. Ливманис.
  • в оркестр Киргизской филармонии — М. Ибраев.
  • в оркестр Техасского Университета, г. Лаббок (США) — Д. Перевертайленко.
  • в оркестр «Русская филармония» — П. Золотухин.

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Всероссийских и Международных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Техасском университете (США), Оденсе (Дания, Международный конкурс имени Карла Нильсена).

В 1997 г. Багдасарян первым из отечественных кларнетистов был приглашен на Всемирный конгресс кларнетистов в г. Лаббоке (штат Техас, США), где выступил с сольным концертом, провел мастер-классы и был членом жюри Международного конкурса.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Как солист и ансамблист Багдасарян выступает с выдающимися музыкантами — В. Ашкенази (фортепиано), М. Ростроповичем (виолончель), Г. Вишневской (сопрано), В. Пикайзеном (скрипка), В. Поповым (фагот), Э. Бароне (фортепиано, США), «Московским трио» в составе: А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин и многими другими в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Оденсе (Дания), Бухаресте, Софии, Филадельфии, Киеве, Ереване. Концерты класса профессора Багдасаряна с большим успехом проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Уфе, Братске и других городах России.

Ежегодные ноябрьские концерты класса Багдасаряна в Рахманиновском зале консерватории проходят с большим успехом. На них приезжают коллеги из разных стран мира. Багдасарян — первый исполнитель в Москве «Эбони-концерта» для кларнета Стравинского, трио «Контрасты» Б. Бартока (совместно с Г. Фейгиным, В. Ашкенази), Сонаты для кларнета-соло Т. Олаха, посвященных ему концертов Л. Книппера, Э. Хагагортяна, А. Лемана, Сонаты-соло В. Артёмова и других сочинений. Багдасарян записал множество пластинок и компакт-дисков. В фонд радио сделаны записи сочинений для кларнета.

Научные труды. Издания. Публикации:

Багдасарян — автор виртуозных транскрипций для кларнета, а также методических разработок по технике игры на кларнете.

Транскрипции (переложения и обработки для кларнета)

  • Паганини Н. «Каприс № 24» для скрипки соло. Переложение и обработка для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 1961.
  • Сен-Санс К. «Интродукция и Рондо-Капричиозо» для скрипки с оркестром. Переложение для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 1997.
  • Сарасате П. «Наварра» для двух скрипок с оркестром. Переложение для двух кларнетов и фортепиано. В рукописи. М., 1998.
  • Вивальди А. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Переложение для четырех кларнетов и фортепиано. В рукописи. М., 1999.
  • Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром. Переложение 1-й части части концерта для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 2002.
  • Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром. Переложение 3 части концерта для кларнета и фортепиано. В рукописи. М., 2002.

Обработки и инструментовки

  • Диттерсдорф Х. Симфониетта. Обработка и инструментовка для 16 кларнетов. В рукописи. М., 1999.
  • Шостакович Д. Полька из балета «Золотой век». Обработка и инструментовка для ансамбля солистов (стурнных и духовых). В рукописи. М., 1983.
  • Митио Мияги «Весеннее море». Аранжировка и инструментовка для фагота и струнного оркестра. В рукописи. М., 1992.

Научные труды

  • «Инструментальные духовые ансамбли Бетховена» (проблемы стиля и интерпретации). М., 1989.
  • «Бетховен — Квинтет для фортепиано и четырех духовых» (Анализ исполнительских проблем). М., 1995.
  • «Проблемы камертона и темперированного строя».
  • Статья «Большой театр». 10.02.2000.

Редакции

  • Артёмов В. Соната соло для кларнета (посвящена Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1968.
  • Книппер Л. Концерт для кларнета с оркестром (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1968.
  • Леман А. Концерт для ансамбля кларнетов с солирующим кларнетом «Корифей» (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партий кларнетов. В рукописи. Москва, 1998.
  • Русанова-Лукас Е. Квартет для четырех кларнетов (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партий кларнетов. В рукописи. Москва, 2002.
  • Хагагортян Э. Концерт для кларнета с оркестром (посвящен Рафаэлю Багдасаряну). Редакция партии кларнета. М., «Музыка», 1971.

 Публикации об этом педагоге:

Его творческой и педагогической деятельности посвящена большая статья в книге «Портреты советских исполнителей на духовых инструментах» (М., 1989).

Также в Англии в издательстве EPL в 1989 г. вышла книга Памелы Вестон «Clarinet Virtuosi of Today», в которой автор посвятил большую статью творчеству и личности Багдасаряна. Также его творчеству посвящен ряд радиопередач. Выступал в качестве дирижера с различными симфоническими оркестрами, в том числе с Национальным симфоническим оркестром Армении. Исполнительское искусство музыканта отмечено высокой оценкой критики.

В выдержке из рецензии «Ода об оркестре Большого театра» (Советская музыка. 1982. № 7. С. 25), говорится: «Динамический диапазон духовых инструментов, как известно, значительно уже, чем у струнных. Правда, среди музыкантов-духовиков оркестра есть люди, почти опровергающие такие общепринятые и, казалось бы, бесспорные представления. В первую очередь я бы назвал кларнетиста Рафаэля Оганесовича Багдасаряна, мастера, исчезающе-тонких, чуть ли не призрачных pianissimo, иные его сольные фразы (в «Иване Сусанине», «Руслане и Людмиле», «Травиате», «Тоске», «Спартаке», «Чайке») стоят целого спектакля — столько в них чувства, смысла, красоты, не говоря уже о фантастическом владении инструментом».