Флейтист, педагог, композитор, дирижёр.

Родился 30 мая 1877 года в Иваново-Вознесенске Московской губернии. Сын скрипача и капельмейстера Николая Михайловича Цыбина. В 10-летнем возрасте по рекомендации В. И. Сафонова начал заниматься в Московской консерватории у В. Кречмана (1889) и вскоре добился значительных успехов. Выступал как солист в концертах консерватории. Из-за трудного материального положения поступил в оркестр частной оперной труппы, где играл под управлением В. И. Сука. В 1895 году окончил консерваторию и в 1896 (1897?) поступил на место флейтиста в оркестр Театра Ф. А. Корша, затем, по протекции Сука, — в оркестр Большого театра, в котором служил до 1907 года, а также в 1921–29 годах. В 1908 году переехал в Петербург, где в 1909 году занял по конкурсу место 1-го флейтиста и дирижёра балетов в Мариинском театре (работал до 1920). В том же году поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции А. К. Лядова, затем А. К. Глазунова, классы дирижирования H. H. Черепнина и теории музыки В. П. Калафати. Закончив обучение в 1914 году, начал там же преподавать (до 1920). Вернувшись в Москву в 1920 году, получил место 1-го флейтиста оркестра Большого театра. Игра Цыбина отличалась красотой тона, виртуозной техникой, богатством тембровых оттенков. Выступал также как дирижёр с оркестрами Москвы, Сочи, Саратова, Павловска (под Петербургом) , Славянска и др. Одновременно успешно занимался композиторской деятельностью. В 1918 году написал оперу–балет «Фленго» (по В. Гюго), в 1920 — оперу–сказку «О мёртвой царевне и семи богатырях» (по А. С. Пушкину), позднее — Симфонию, кантату «Первое мая», концерт для арфы со струнным оркестром, концерты для кларнета, гобоя, валторны, трубы, ксилофона, камерно–инструментальные сочинения, симфоничекую поэму «Памяти героев Великой Отечественной войны» и др. В 1920году совместно с женой — певицей Большого театра Елизаветой Тимофеевной Цыбиной — инициировал создание Музыкально–художественной трудовой колонии им. A. B. Луначарского для беспризорных детей (г. Пушкино под Москвой). Здесь получили образование флейтист А. А. Баранников, фаготист В. А. Малиновский, скрипач В. П. Ефремов.

Один из основателей советской школы игры на флейте. В 1923–49 годах преподавал в Московской консерватории, а также в капельмейстерском классе Московской консерватории (с 1944 — в Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии), подготовив свыше 200 музыкантов. В их числе: С. Елистратов, А. Заливухин, А. Корнеев, Т. Мадатов, Н. Мышко, Л. Миронович, Н. Платонов, В. Поляков, Г. Саакян, Б. Тризно, П. Федотов, Д. Харкевич, Ю. Ягудин. Работал также в Музыкальном училище при Московской консерватории. Создал обширный концертный и методический репертуар для флейты, который сохранил значение в современной учебной практике (3 концертных Allegro, Andante, «Тарантелла», 10 концертных этюдов, множество переложений и обработок для начальных и средних этапов обучения и др.). Автор методической работы «Основы техники игры на флейте» (Ч. 1. М., 1940).

Умер 31 мая 1949 года в Москве.

Источник: Цыбин В. Н. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический  энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 583.