Родилась 23 марта 1922 г., Казань — 9 ноябрь 1988, Москва.
Первоначальное музыкальное образование получила в местной музыкальной школе, затем в Казанском музыкальном училище, где занималась у М.Е. Пятницкой (фортепиано) и Ю.В. Виноградова (теория музыки). В 1941 поступила в Московскую консерваторию, которую с отличием окончила в 1948 г. по 2 специальностям: «музыковедение» (у Р. И. Грубера, дипломная работа «Из истории русской фортепианной сонаты ХХ века») и «фортепиано» (у Я. И. Зака). В 1948–1951 занималась в аспирантуре (научный руководитель Грубер). Имя Николаевой было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории. С 1950 и до конца жизни преподавала на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории. После смерти Грубера (1962) вела соответствующий раздел спецкурса у музыковедов, который основывался на органическом слиянии историко-эстетической и музыкально-аналитической проблематики.
Основатель крупной музыкально-исторической школы. Под руководством Николаевой защищены 32 дипломные работы и 10 кандидатских диссертаций, тематика которых простирается от творчества Ф. Куперена до современной музыки стран Восточной Европы, Франции, Германии. Среди учеников: Е. Царёва, И. Коженова, Е. Гордина, Н. Гаврилова, Е. Гуревич, Н. Миронова, Е. Сысоева, М. Филимонова, О. Фадеева, Н. Зив, Л. Пешкова, Т. Плюскова-Борисова, В. Аксёнов, А. Филиппов.
Выдающийся музыкант, ученый и педагог. Научные интересы Николаевой концентрировались на проблемах симфонизма, художественного метода и стиля. Автор книг о симфониях П. И. Чайковского (1958), множества очерков и статей, посвященных творчеству немецких и австрийских композиторов XIX в., музыке Н. А. Римского-Корсакова, Чайковского, Н. Я. Мясковского, Г. Г. Галынина (труды Николаевой переводились на иностранные языки). Участвовала в международных научных конгрессах, посвященных творческому наследию Л. ван Бетховена (Берлин, 1970) и Р. Вагнера (Лейпциг, 1983). В1960–80-е гг. деятельность Николаевой определяла основные направления работы кафедры в области истории западно-европейской музыки классико-романтического периода — от Бетховена до А. Брукнера. Ей принадлежит ключевая роль в создании серии учебных пособий для студентов-музыковедов: «Музыка французской революции. Бетховен»; «Музыка Австрии и Германии XIX века». Кн. 1–3. Ядро этих коллективных трудов составляют очерки Николаевой о романтизме, об инструментальной музыке Бетховена и Р. Шумана, о симфониях И. Брамса, тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера.
Источник: Царёва Е. М. Николаева Н. С. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 381.
Пешкова Людмила Александровна