Кафедра инструментовки

В 1932 г. в Московской консерватории впервые была основана кафедра инструментовки. Возглавил кафедру С. Н. Василенко (ученик М. М. Ипполитова–Иванова и С. И. Танеева), выпускник не только консерватории, но и юридического факультета Московского университета; он вел занятия по инструментовке еще с 1906 г. (преподавал в 1906–1941 и 1943–1956 гг.; в 1932–1941 и 1943–1956 гг. заведующий кафедрой).

Выдающийся композитор Н. Я. Мясковский (военный инженер по первому образованию, ученик А. К. Лядова по свободному сочинению и Н. А. Римского–Корсакова по оркестровке) начал преподавание в Московской консерватории с 1921 г. Через его класс композиции только официально прошло более 70 человек. С частью своих студентов Мясковский занимался и по инструментовке. Влияние Николая Яковлевича распространялось не только на московское композиторское окружение, но и за его пределы. Д. Д. Шостакович отмечал: «У Мясковского была редкая «хватка», позволявшая ему, что называется «с налету», с одного взгляда в партитуру подметить в ней как главное, так и детали».

А. М. Веприк преподавал инструментовку в Московской консерватории 20 лет (1923–1943 гг.), с 1930 г. он становится профессором, а с 1938 по 1942 гг. — заведующим кафедрой инструментовки. В своей работе «К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки на композиторском отделении» (1931), критически подходя к программе преподавания инструментовки, он предлагал начинать обучение с «осознания инструментов, с раскрытия их тембровой природы и технических возможностей».

С созданием кафедры инструментовки количество ее преподавателей увеличивалось. Д. Р. Рогаль–Левицкий, выпускник Московской консерватории по классу арфы М. А. Корчинской и классу теории музыки и композиции Г. Э. Конюса и С. Н. Василенко, вёл курс инструментовки в консерватории в 1932–1937 и 1943–1962 гг., а с 1956 по 1962 г. был заведующим кафедрой (в 1943–1946 гг. руководил кафедрой инструментовки на факультете военных дирижёров). Были также приглашены Б. А. Александров (сын композитора А. В. Александрова, ученик Р. М. Глиэра; преподавал чтение партитур и инструментовку в 1933–1941 гг.), Н. Н. Зряковский (преподавал с 1932 по 1957 гг., автор учебника «Общий курс инструментоведения»), Н. П. Иванов–Радкевич (ученик Р. М. Глиэра; преподавал инструментовку с 1929 по 1941 и с 1943 по 1948 гг., автор работ по инструментовке для духового оркестра), Ю. Г. Крейн (в 1928–1934 гг. учился в Парижской консерватории, ученик П. Дюка; в 1934–1937 гг. преподаватель класса инструментовки в Московской консерватории, автор работ о творчестве К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Мийо, М. де Фальи, по вопросам оркестрового стиля), Н. П. Раков (ученик А. М. Мутли и Р. М. Глиэра; начал преподавать с 1932 г., автор учебников «Задачи по инструментовке» и «Практический курс инструментовки»), М. Л. Старокадомский (ученик А. Ф. Гедике по классу органа и Н. Я. Мясковского по композиции; преподавал инструментовку в 1930–1931, 1938–1941 и 1944–1954 гг.), а немного позднее — Б. Н. Лятошинский (выпускник Киевской консерватории, ученик Р. М. Глиэра; в 1935–1938 и 1941–1944 гг. преподавал одновременно в Киевской и Московской консерваториях).

После войны на кафедре инструментовки постепенно формируется новое поколение преподавателей. Приходят такие незаурядные личности, как Ю. А. Фортунатов (ученик Н. Я. Мясковского и Г. И. Литинского по композиции и В. А. Цуккермана по теории музыки; преподавал инструментовку с 1945 г., автор работ по истории оркестровых стилей и, совместно с И. А. Барсовой, «Практического руководства по чтению симфонических партитур»), К. С. Хачатурян (ученик В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича; начал преподавать с 1952 г., в 1980–1997 гг. заведующий кафедрой, осуществил общую редакцию книги «Оркестровка» У. Пистона), Е. П. Макаров (ученик Р. М. Глиэра, Д. Д. Шостаковича, Г. И. Литинского; преподавал с 1957 г., с 1963 по 1980 г. заведующий кафедрой, автор «Задачника по инструментовке для духового оркестра», соавтор «Курса чтения партитур» и «Курса инструментовки для духового оркестра»), И. А. Барсова (ученица И. В. Способина по теории музыки, А. Л. Локшина и Ю. А. Фортунатова по чтению партитур, Д. Р. Рогаль–Левицкого по инструментовке; на кафедре с 1954 г., автор книг «Симфонии Густава Малера», «Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века)» и работ по вопросам оркестровых стилей), ученики Н. П. Ракова по инструментовке — Э. В. Денисов (по композиции учился у В. Я. Шебалина; начал преподавать с 1959 г., автор книг «Ударные инструменты в современном оркестре» и «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники») и А. Г. Шнитке (учился по композиции у Е. К. Голубева; преподавал в 1961–1972 гг., автор публикаций об особенностях оркестрового письма композиторов двадцатого века). С 1966 по 1968 г. на кафедре инструментовки преподавал Н. Н. Чаргейшвили (автор философского труда «Эзотерическая доктрина христианства»), с 1968 по 2010 г. — Е. М. Ботяров (ученик С. А. Баласаняна по композиции и Н. П. Ракова по инструментовке; в 1997–2010 гг. заведующий кафедрой, автор «Учебного курса инструментовки» в двух частях), с 1970 по 1979 г. — Т. А. Чудова (ученица Ю. А. Шапорина и Т. Н. Хренникова), с 1973 по 1991 г. — Н. С. Корндорф (ученик С. А. Баласаняна).
Заведующий кафедрой инструментовки — профессор В. Г. Кикта.

Анжелика Комиссаренко