Структура
Кафедра оперной подготовки

Кафедра оперной подготовки образована в Московской консерватории в 1930-х гг. Недавно торжественно отмечались несколько знаменательных дат: 135 лет (1868) со дня основания Н. Г. Рубинштейном и С. В. Шумским «Класса сценической игры и декламации для вокалистов»; 110 лет (1893) со дня создания Оперного класса консерватории М. М. Ипполитовым-Ивановым; 80 лет (1923) со дня создания кафедры оперной подготовки и 70 лет (1933) со дня открытия Оперной студии в Большом зале консерватории спектаклем «Свадьба Фигаро» (дирижер А. И. Мелик-Пашаев, режиссер М. В. Званцев).

Одна из старейших традиций кафедры — опора на высокохудожественные образцы отечественного и мирового оперного искусства при подготовке студентов к сценической деятельности. Силами студентов консерватории ставились такие сложные спектакли, как «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка», «Царская невеста», «Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина», «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Русалка», «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Аида» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Многие их них  («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Иоланта», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Богема» Дж. Пучини, «Свадьба Фигаро») до сих пор остаются в репертуаре студенческого оперного театра. При этом «Богема», «Дон Жуан» В. Моцарта и «Травиата» Дж. Верди исполняются на итальянском языке, «Человеческий голос» Ф. Пуленка — на французском, «Кофейная» и «Крестьянская» кантаты Баха — на немецком, «Елевсинские мистерии» Д. Файги — на английском. С успехом в студенческом театре идет опера С. Рахманинова «Франческа да Римини». Наряду с классическим репертуаром, традицией стало обращение к творчеству современных композиторов — операм С. Прокофьева («Дуэнья» и «Семен Котко»), К. Молчанова, Ал. Николаева и другим.

К подготовке будущих оперных артистов привлекались выдающиеся дирижеры Большого театра: В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. Б. Хессин, В. В. Небольсин. Кафедрой оперной подготовки долгое время заведовал ученик Н. П. Аносова, известный дирижер, профессор Е. Я. Рацер. В то же время уже с 1950-х гг. традицией стала практика партнерства с кафедрой оперно-симфонического дирижирования, когда студенты-дирижеры работают над студенческими оперными спектаклями (среди них были Д. Китаенко, А. Лазарев, Л. Николаев). Оперный театр консерватории представляет площадку для производственной практики и защиты дипломов студентами пятого курса режиссерского отделения Российской Академии театрального искусства (бывшего ГИТИС’а). Это продолжение традиции содружества творческих вузов, заложенной А. В. Свешниковым, Л. В. Баратовым и Г. Н. Тицем.

Спектакли оперного класса консерватории уже более ста лет пользуются устойчивым успехом у широкой московской публики. Многие выпускники кафедры стали известными артистами оперных театров, солистами Большого театра — Е. Кибкало, И. Архипова, А. Масленников, А. Ведерников, М. Решетин, А. Эйзен.

В 1979 г. к 100-летию первого представления оперы «Евгений Онегин», написанной П. И. Чайковским для оперной студии Московской консерватории, состоялся знаменательный спектакль под управлением Г. Н. Рождественского (ассистентом дирижера был А. Полянский, режиссером В. Жданов). В нем принимали участие:  А. Лошак (Онегин, класс А. И. Батурина), П. Скусниченко (Ленский, класс Г. И. Тица), Э. Кутушева (Татьяна, класс Н. Л. Дорлиак), М. Шутова (Ольга, класс Е. В. Образцовой).

Сегодня наиболее талантливые и подготовленные студенты уже со второго курса принимают участие в спектаклях Оперного театра консерватории. Многие студенты параллельно с обучением уже работают или стажируются в оперных театрах, а дипломы защищают непосредственно на сцене в спектаклях Большого театра, «Новой оперы» или Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

На кафедре всегда большое внимание уделялось научно-методической работе. Помимо программ по дисциплинам, которые ведет кафедра (оперная подготовка, сценическое движение, культура речи, грим, танец), были написаны интересные работы по вопросам оперного искусства. Их авторы — П. Д. Микулин, И. Д. Дружинин, Е. Я. Рацер, И. К. Липский, В. В. Катаев, А. С. Шерешевский, А. П.Чугунов и др. Эта традиция не прерывается и сегодня. Наряду с новыми учебными программами, аранжировками и редакциями музыкальных произведений, созданными педагогами кафедры, широкий интерес вызывают научно-методические работы профессора В. Ф. Жданова (о законах музыкально-сценического мышления в свете общей теории исполнительства), И. И. Силантьевой (о шаляпинском методе психологического перевоплощения) и другие. Кафедра оперной подготовки проводит совместные конференции с кафедрой виртуалистики Института философии РАН, где обсуждаются новые пути моделирования художественного мышления техническими средствами.
В настоящее время кафедру оперной подготовки возглавляет заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения, профессор В. Ф. Жданов.

Сегодня на кафедре работают дирижеры: профессора — заслуженный деятель искусств А. А. Петухов, П. Б. Ландо, преподаватель Ф. Кадена; хормейстер — заслуженный артист РФ професор В. В. Полех; режиссеры: профессора — Б. А. Персиянов, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения Н. И. Кузнецов; кандидат искусствоведения доцент И. И. Силантьева, преподаватели — заслуженный артист РФ В. А. Николаев, кандидат искусствоведения Ю. Г. Клименко; балетмейстеры Т. К. Петрова, заслуженная артистка РФ Н. Б. Долинская; художники Е. Е. Ярочка, Т. А. Скороходова.