Структура
Кафедра оперной подготовки

Кафедра оперной подготовки образована в Московской консерватории в 1930-х гг. Недавно торжественно отмечались несколько знаменательных дат: 135 лет (1868) со дня основания Н.Г. Рубинштейном и С.В. Шумским «Класса сценической игры и декламации для вокалистов»; 110 лет (1893) со дня создания Оперного класса консерватории М.М. Ипполитовым-Ивановым; 80 лет (1923) со дня создания кафедры оперной подготовки и 70 лет (1933) со дня открытия Оперной студии в Большом зале консерватории спектаклем «Свадьба Фигаро» (дирижер А.И. Мелик-Пашаев, режиссер М.В. Званцев).

Одна из старейших традиций кафедры — опора на высокохудожественные образцы отечественного и мирового оперного искусства при подготовке студентов к сценической деятельности. Силами студентов консерватории ставились такие сложные спектакли, как «Черевички» П.И. Чайковского, «Снегурочка», «Царская невеста», «Вера Шелога» Н.А. Римского-Корсакова, «Хованщина», «Женитьба» М.П. Мусоргского, «Русалка», «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Аида» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Многие их них («Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Иоланта», «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Богема» Дж. Пучини, «Свадьба Фигаро») до сих пор остаются в репертуаре студенческого оперного театра. При этом «Богема», «Дон Жуан» В. Моцарта и «Травиата» Дж. Верди исполняются на итальянском языке, «Человеческий голос» Ф. Пуленка — на французском, «Кофейная» и «Крестьянская» кантаты Баха — на немецком, «Елевсинские мистерии» Д. Файги — на английском. С успехом в студенческом театре идет опера С. Рахманинова «Франческа да Римини». Наряду с классическим репертуаром, традицией стало обращение к творчеству современных композиторов — операм С. Прокофьева («Дуэнья» и «Семен Котко»), К. Молчанова, Ал. Николаева и другим.

К подготовке будущих оперных артистов привлекались выдающиеся дирижеры Большого театра: В.И. Сук, Н.С. Голованов, А.Б. Хессин, В.В. Небольсин. Кафедрой оперной подготовки долгое время заведовал ученик Н.П. Аносова, известный дирижер, профессор Е.Я. Рацер. В то же время уже с 1950-х гг. традицией стала практика партнерства с кафедрой оперно-симфонического дирижирования, когда студенты-дирижеры работают над студенческими оперными спектаклями (среди них были Д. Китаенко, А. Лазарев, Л. Николаев). Оперный театр консерватории представляет площадку для производственной практики и защиты дипломов студентами пятого курса режиссерского отделения Российской Академии театрального искусства (бывшего ГИТИС’а). Это продолжение традиции содружества творческих вузов, заложенной А.В. Свешниковым, Л.В. Баратовым и Г.Н. Тицем.

Спектакли оперного класса консерватории уже более ста лет пользуются устойчивым успехом у широкой московской публики. Многие выпускники кафедры стали известными артистами оперных театров, солистами Большого театра — Е. Кибкало, И. Архипова, А. Масленников, А. Ведерников, М. Решетин, А. Эйзен.

В 1979 г. к 100-летию первого представления оперы «Евгений Онегин», написанной П.И. Чайковским для оперной студии Московской консерватории, состоялся знаменательный спектакль под управлением Г.Н. Рождественского (ассистентом дирижера был А. Полянский, режиссером В. Жданов). В нем принимали участие: А. Лошак (Онегин, класс А.И. Батурина), П. Скусниченко (Ленский, класс Г.И. Тица), Э. Кутушева (Татьяна, класс Н.Л. Дорлиак), М. Шутова (Ольга, класс Е.В. Образцовой).

В 1999 году был проведен российско-американский фестиваль современного оперного искусства, при финансовой поддержке фонда «Открытое общество» Сороса. В рамках фестиваля впервые прозвучали оперы «Элевсинские мистерии» («Mysteries of Elevsis») Джоэла Файгина – американского композитора, находившегося в Москве в течение 1998-1999 годов по программе Фулбрайт (США), «Леснянка и Апрель» Е. Ботярова, «Ванька Жуков» В. Агафонникова (дирижер А. Петухов, режиссер В. Жданов), «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко (дирижер А. Петухов, режиссер Б. Персиянов). Оперный театр Московской консерватории участвовал в XXXVII интернациональном музыкальном фестивале в городе Пула (Македония), в фестивале камерных опер в Сеуле. В Южной Корее в 2002 году были показаны «Хористка» В. Агафонникова и «Моцарта и Сальери» Н. Римского-Корсакова.

Сегодня наиболее талантливые и подготовленные студенты уже со второго курса принимают участие в спектаклях Оперного театра консерватории. Многие студенты параллельно с обучением уже работают или стажируются в оперных театрах, а дипломы защищают непосредственно на сцене в спектаклях Большого театра, «Новой оперы» или Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

На кафедре всегда большое внимание уделялось научно-методической работе. Помимо программ по дисциплинам, которые ведет кафедра (оперная подготовка, сценическое движение, культура речи, грим, танец), были написаны интересные работы по вопросам оперного искусства. Их авторы — П.Д. Микулин, И.Д. Дружинин, Е.Я. Рацер, И.К. Липский, В.В. Катаев, А.С. Шерешевский, А.П. Чугунов и др. Эта традиция не прерывается и сегодня. Наряду с новыми учебными программами, аранжировками и редакциями музыкальных произведений, созданными педагогами кафедры, широкий интерес вызывают научно-методические работы профессора В.Ф. Жданова (о законах музыкально-сценического мышления в свете общей теории исполнительства), И.И. Силантьевой (о шаляпинском методе психологического перевоплощения) и другие. Кафедра оперной подготовки проводит совместные конференции с кафедрой виртуалистики Института философии РАН, где обсуждаются новые пути моделирования художественного мышления техническими средствами. В настоящее время кафедру оперной подготовки возглавляет Народный артист РФ, профессор П.И. Скусниченко.

Сегодня на кафедре работают дирижеры: профессора — заслуженный деятель искусств А.А. Петухов, П.Б. Ландо, преподаватель, дирижер, доцент В.А. Валеев, преподаватель, дирижер А.О. Жиленков, режиссеры: Заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения, профессор В.Ф. Жданов, кандидат искусствоведения Н.И. Кузнецов; преподаватели И.Г. Ушаков, Э.И. Ибраимов, С.А. Князева, балетмейстер Т.К. Петрова.