Структура
ПНИЛ музыки и музыкального образования

ПНИЛ организована согласно Приказу ректора Б. И. Куликова № 33 от 6 февраля 1978 г. на основании Приказа Министерства культуры СССР № 824 от 25 октября 1977 г. В 1978–1980 годы Проблемной лабораторией заведовал доктор психологических наук, инженер-акустик А. А. Володин, в 1980–2003 годы — доцент Г. С. Марутян, с 2004 года по настоящее время — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник В. П. Фомин.

Идея создания ПНИЛ в Московской консерватории принадлежала проректору по научной работе, профессору М. А. Смирнову, а в разработке ее концепции ключевую роль сыграл заведующий кафедрой теории музыки профессор Е. В. Назайкинский. Изначально в исследовательскую программу ПНИЛ входило: изучение феномена музыкального образования, его истории и современных проблем, необходимость обобщения педагогического опыта Московской консерватории, осознание значимости музыкальной психологии в системе образования профессиональных музыкантов. Научный анализ системы вузовского образования соотносился с проблемой сохранения коренных традиций отечественной музыкальной педагогики.

Сам тип проблемной лаборатории как самостоятельного научного подразделения МГК появился в СССР впервые. Это предопределило экспериментально-поисковую направленность исследований ПНИЛ. Поначалу сотрудники выполняли задания по разработке инструктивной, программно-учебной, научно-информационной и иной (преимущественно нормативной) документации, включая Квалификационные характеристики на музыкантов разных специальностей, (утверждены Минкультуры в 1982 г.) и редактирование Устава Московской консерватории (1993–1997). На основе Всесоюзного опроса о мерах по перестройке музыкального образования был собран уникальный фактологический материал об экспериментальной работе вузов практически всех республик СССР. Административно-управленческая направленность заданий Минкультуры, Минвуза, Госкомитета по образованию, ректората консерватории предполагала высокую степень схематизации и формализации результатов. Между тем обобщение больших массивов информации требовало методологической рефлексии и осмысления проблематики музыкального образования в широком социокультурном контексте (включая опыт музыкального образования в прежних союзных республиках, странах ближнего и дальнего зарубежья). Этому, в частности, способствовали широкая межвузовская работа (Москва, Украина, Грузия, Эстония) и подготовка на базе ПНИЛ коллективной монографии «Музыкальное образование в СССР на этапе перестройки высшей школы» (1989). Этот труд не успел увидеть свет, но исследовательские концепции и прогнозы сотрудников нашли отражение в работе межвузовских конференций, семинаров, круглых столов, в выпусках экспресс-информации (ВГБИЛ).

Анализ объективных противоречий в развитии музыкального образования в различные исторические периоды и на современном этапе, обобщение опыта экспериментальной работы разных вузов во многом определили направленность и содержание перестройки музыкального образования задолго до того, как она была официально объявлена. По совокупности коллективных исследований были теоретически обоснованы выводы о саморазвивающемся характере системы музыкального образования (кандидатская диссертация Н. А. Мироновой «Реформа музыкального образования как проблема современного музыкознания», 1992) и разработана «Программа содействия развитию музыкального образования». В ходе этой работы ПНИЛ реализовала свои экспертные функции как специализированное научное подразделение головного вуза страны.

Начиная с 90-х годов откристаллизовались относительно самостоятельные научные направления, появились крупные исследования. Они связаны с культурологической и философской проблематикой музыкального образования (В. П. Фомин), с изучением истории и традиций отечественной скрипичной педагогики, положенных в основу консерваторских учебных курсов (Е. Л. Сафонова). Это также история Московской консерватории и антропология музыкальных профессий, социологические проекты в области музыкального образования и изучение феномена музыканта в профессиональной и народной традициях (В. Н. Никитина), исследование фольклорно-этнографического направления в вузовской науке и в учебных курсах (Д. В. Смирнов). Это создание консерваторских курсов музыкальной психологии и педагогики на базе фундаментальных исследований (М. С. Старчеус), а также прикладные психолого-педагогические разработки, включая адаптированные для музыкантов методики психофизической саморегуляции (В. П. Фомин) и ряд других. Результаты многолетней деятельности ПНИЛ обобщенно отражены в списке «Основные труды ПНИЛ в хронологическом порядке (1980–2015)» , который включает 60 наименований. И это помимо отдельных публикаций сотрудников в тематических сборниках МГК, РАМ им. Гнесиных, МГУ, Института истории и теории искусства, Академии художеств, Русского географического общества, других учреждений культуры и искусства, в изданиях Научного совета по проблемам истории музыкального образования, конференций, которые проходили в России и за рубежом, а также публикаций во многих специализированных отечественных и иностранных журналах.

Среди фундаментальных исследований 20 монографий, 7 сборников научных трудов ПНИЛ по проблемам музыкального образования, а также «Беседы о педагогике и исполнительстве», посвященные обобщению творческого опыта педагогов Московской консерватории (4 выпуска), Альманах музыкальной психологии Homo musicus (4 выпуска). Подготовлено значительное число учебно-методических пособий, программ и хрестоматий, справочно-информационных изданий, грампластинок и компакт-дисков с записями народных и профессиональных музыкантов. По заданию ректората на базе ПНИЛ подготовлены: иллюстрированная книга к 140-летию МГК; к тому же юбилею первое и уникальное издание о педагогах и сотрудниках вуза — Биографический энциклопедический словарь. Оба труда легли в основу юбилейных изданий к 150-летию МГК, к подготовке которых также были привлечены сотрудники ПНИЛ.

В последние годы усилена практическая направленность результатов научных работ. Учебные программы, учебно-методические и звуковые пособия создаются на основе фундаментальных исследований и тесно связаны с существующими и новыми дисциплинами. Научные проекты осуществляются в сотрудничестве с кафедрами, факультетами консерватории. При этом сотрудники выполняют не только авторскую, редакторскую, но и научно-организационную и координационную роль. Работы, обобщающие опыт Мастеров и педагогов консерватории, перерастают в фундаментальные монографии, исторические исследования, биографические сборники. По профилю ПНИЛ осуществляется научное руководство работами студентов, аспирантов, ассистентов-стажёров и соискателей. Приоритетом для ПНИЛ является изучение традиций отечественного консерваторского образования, в особенности исторического опыта Московской консерватории в его преемственности, а также актуальные исследования в области музыкальной психологии и педагогики.

С 2010 года сотрудники ПНИЛ опубликовали свыше 40 научных статей в разных тематических сборниках, включая сборники конференций, где зачитывались доклады. Помимо Москвы конференции проводились в Минске, Архангельске, Великом Новгороде, Курске, Екатеринбурге, Краснодаре, Ставрополе, Новороссийске. В Москве же, помимо консерватории, общероссийские и международные конференции, конгрессы, фестивали с участием сотрудников ПНИЛ проводились в РАМ им. Гнесиных, в Государственном институте искусствознания, в Государственном республиканском центре русского фольклора, во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, в Государственной классической академии им. Маймонида, в Академии хорового искусства имени В. С. Попова, в Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке.

Ряд проектов был поддержан грантами Российского фонда фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Русским географическим обществом, правительственными региональными организациями Белгорода, Ставрополя, Польским культурным центром. Труды сотрудников ПНИЛ вошли в каталоги крупнейших библиотек России, стран ближнего зарубежья, Европы, Америки и Канады.

В разные годы в ПНИЛ трудилось более 20 специалистов (в основном музыковеды и исполнители, но также эстетики, психологи, инженеры). В настоящее время работает 5 научных сотрудников — 4 кандидата и 1 доктор наук (3 научных сотрудника на 0,5 ставки) и 1 лаборант. Это музыковеды и исполнители по базовому образованию, имеющие педагогический опыт (двое совмещают научную деятельность с педагогической работой в консерватории).