Дни Феликса Мендельсона в Москве
25 октября 2009 г. - 10 декабря 2009 г. | Фестивали
К 200-летию со дня рождения композитора
25 октября – 10 декабря 2009 года
Автор проекта и руководитель фестиваля — Екатерина Лозбенева
Во многих странах мира 2009 год стал для музыкантов и слушателей годом музыки Феликса Мендельсона-Бартольди — великого немецкого композитора, родившегося двести лет назад.
Его юбилей в ряду иных юбилеев — особый. Вряд ли когда-нибудь раньше он праздновался столь широко и с таким неподдельным энтузиазмом. Обращение к музыке Мендельсона сопряжено сегодня с радостью нового знакомства с композитором, творчество которого на протяжении долгого времени было оттеснено на второй план не только по художественно-эстетическим, но и по разного рода идеологическим мотивам. Это и антисемитизм, накладывавший в определенное время тяжелую печать на отношение к Мендельсону как на его родине в Германии, так и в России. Это и приверженность музыкантов второй половины XIX-го, а во многом и ХХ века идее прогресса, их вера в безусловную ценность открытого новаторства, индивидуальной неповторимости стиля, национальной самобытности музыкального языка. Подобным ожиданиям музыка Мендельсона отвечает далеко не всегда. Ценность его искусства в другом: в редкой для романтического художника гармоничности мироощущения, в законченности и чистоте стиля, зримой пластичности формы, мастерском владении всеми сторонами композиторской техники. Это делает музыку Мендельсона в широком смысле слова классической. Она рождает столь же глубокое эстетическое удовлетворение, как созерцание совершенного произведения изобразительного искусства или красивого, одухотворенного, залитого спокойным светом ландшафта. В творчестве Мендельсона новые романтические образы, созданные его богатой художественной фантазией, удивительным образом сосуществуют с отзвуками музыки прошлого, которую Мендельсон хорошо знал и глубоко ценил, покоряющая общительность интонаций, а в иных случаях виртуозный блеск — с некоторой эмоциональной сдержанностью, колорит — с четкостью рисунка, свобода — со строгим отбором выразительных средств. Ни одно из качеств не выходит в его творчестве на первый план так, чтобы не оставить места другим и нарушить ту стилистическую гармонию, к которой Мендельсон стремился. И если в результате его музыка по сравнению с музыкой Шумана, Шопена, Листа или Берлиоза, пожалуй, теряет в остроте воздействия на слушателя, Мендельсон больше, чем кто-либо другой из его современников, способен своим искусством напомнить нам, если перефразировать известные слова Шумана, что человек в состоянии не только постигать и переживать противоречия этого мира, но и примирять их.
Трудно найти более подходящее место для общения с творчеством Мендельсона, чем камерный зал, где равно уместны и фортепианная музыка крупных и малых форм, и камерные ансамбли для различных составов (дуэтные сонаты, трио, квартеты, октет). Сочинения этих жанров составляют основную часть наследия Мендельсона, полно представляют его стиль и творческую эволюцию. Среди них есть ранние опусы, свидетельствующие о поразительной одаренности юного композитора (написанный в 16-летнем возрасте Октет ор. 20) и о воздействии на него позднего стиля Бетховена (Струнный квартет ор. 13), произведения зрелого мастера, в которых с наибольшей ясностью обнаруживается классическая основа его мышления (Струнные квартеты ор. 44, Фортепианное трио ор. 49), наконец, поздние опыты Мендельсона с их глубоко трагическими нотами (Струнный квартет ор. 80, опубликованный после смерти автора).
Камерное музицирование переживает в России новый расцвет. Молодых исполнителей привлекают не только многочисленные конкурсы камерных ансамблей, но и возможность интенсивного творческого общения друг с другом, совместного приобщения к неисчерпаемым богатствам камерного репертуара. В этой среде и происходит сегодня возрождение интереса к драгоценному наследию Феликса Мендельсона, свидетельством чему — настоящий фестиваль, хотя он и не ограничен лишь камерной музыкой.
Программу фестиваля украшает мировая премьера (25 октября, Большой зал Московской консерватории) оригинальной редакции «Фантазии и блестящих вариаций на тему из „Прециозы” Вебера» для двух фортепиано с оркестром — забытого произведения, которое Мендельсон сочинил вместе со своим другом и старшим коллегой Игнацем Мошелесом для их совместного выступления в Лондоне 1 мая 1833 года. Долгое время сочинение было известно лишь в позднейшей переработке Мошелеса, пока в связи с изданием Полного собрания сочинений Мендельсона (издательство «Breitkopf und Härtel») не был восстановлен первоначальный текст по автографу, хранящемуся в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории.
Даниил Петров