6-й Международный конкурс хорового письма имени А. Д. Кастальского
1 марта 2025 г. - 29 сентября 2025 г. | Конкурсы
Положение о конкурсе
Список аббревиатур и сокращений, используемых в настоящем Положении
- 1. «АХИ» — Академия хорового искусства имени В. С. Попова.
- 2. «БЗК» — Большой зал МГК.
- 3. «ВПО» — высшее профессиональное образование.
- 4. «И. о.» — Исполняющий обязанности.
- 5. «КТМ» — кафедра теории музыки.
- 6. «КХ» — Камерный хор.
- 7. «КХД» — кафедра хорового дирижирования.
- 8. «МГИМ» — Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке.
- 9. «МГК», или «Учредитель», — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского.
- 10. «ННГК» — Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки.
- 11. «ОФКСМ» — Отдел фестивалей, конкурсов и специальных мероприятий ОЦКТП МГК.
- 12. «ОЦКТП» — Общевузовский центр координации творческих проектов МГК.
- 13. «РСК» — Союз композиторов России.
- 14. «СПбГК» — Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.
- 15. «УМД» — Управление по международной деятельности и работе с иностранными учащимися МГК.
- 16. «УМР» — учебно-методическая работа.
- 17. «ФСХД» — Факультет симфонического и хорового дирижирования МГК.
- 18. «ХРД» — Художественный руководитель и дирижёр.
- 19. «Худ. рук.» — Художественный руководитель.
- 20. «ЦОППКВ» — Центр организации практической подготовки и карьеры выпускников МГК.
1. Общие положения
1.1. Учредителем Конкурса хорового письма имени А. Д. Кастальского (далее — «КХП МГК») является Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (далее — «Учредитель» или «МГК»).
1.2. КХП МГК учреждён в 2015 году и проводится каждые два года.
1.3. Официальное название КХП МГК, проводимого в 2025 году: Шестой Международный конкурс хорового письма имени А. Д. Кастальского (далее — «6-й Конкурс Хорового Письма», сокращённо — «6-й КХП»).
1.4. 6-й КХП проводится с 1 марта по 29 сентября 2025 года включительно. Рабочими языками 6-го КХП являются русский и английский.
1.5. Соучредителями 6-го КХП (далее, и совместно, и индивидуально, — «Соучредители») являются:
1.5.1. Академия хорового искусства имени В. С. Попова (далее — «АХИ»);
1.5.2. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке (далее — «МГИМ»);
1.5.3. Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки (далее — «ННГК»);
1.5.4. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (далее — «СПбГК»).
1.6. Общее руководство 6-м КХП и координирование вопросов, связанных с его организацией и проведением, осуществляет ОФКСМ ОЦКТП МГК (см. пункт 8.1).
1.7. Рабочую группу по организации и проведению 6-го КХП (см. пункт 8.2) составляют сотрудники ФСХД МГК, назначенные Оргкомитетом (см. статью 2) специально для данной цели (далее — «Рабочая Группа»). Рабочую Группу возглавляет Исполнительный директор 6-го КХП (см. подпункт 3.9.4).
1.8. В 6-м КХП участвует сводный коллектив певцов учебных заведений Учредителя и двух Соучредителей (далее — «Сводный Хор»), участвующий в заключительном концерте 6-го КХП (далее — «Заключительный Концерт»). Работой Сводного Хора руководит ХРД Хора студентов МГК (см. подпункт 3.9.3).
1.9. Любые знаменательные части речи, использованные в пунктах 4.5, 5.5, 6.4 и 7.4 настоящего Положения, могут и должны пониматься в любых грамматических формах и единственного, и множественного числа — исходя из соответствующего контекста.
2. Организационный комитет 6-го Конкурса Хорового Письма
(1) А. С. Соколов: И. о. ректора МГК, Председатель Учёного совета МГК, Заместитель председателя Попечительского совета МГК, профессор КТМ МГК, Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, — Председатель Оргкомитета;
(2) К. В. Зенкин: Проректор МГК по научной и воспитательной работе, Председатель Редакционно-издательского и Диссертационного советов МГК, член Учебно-методического совета МГК, Главный редактор журнала «Научный вестник» МГК, профессор кафедры истории зарубежной музыки МГК, доктор искусствоведения;
(3) М. И. Каратыгина: Начальник УМД МГК, Худ. рук. Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» МГК, доцент КТМ МГК, кандидат искусствоведения;
(4) В. А. Катков: Проректор МГК по концертной деятельности, Заслуженный работник культуры России;
(5) Н. В. Кобец: Начальник Финансового управления и Главный бухгалтер МГК;
(6) О. П. Лянг: Проректор МГК по административно-хозяйственной работе, Почётный и Заслуженный строитель России, Почётный строитель города Москвы, кандидат технических наук;
(7) Н. И. Тарасевич: Проректор МГК по УМР, профессор КТМ МГК, доктор искусствоведения, Заслуженный работник культуры России;
(8) К. О. Бондурянская: Руководитель ОЦКТП МГК;
(9) И. А. Горькова: Начальник Отдела по информационной политике и рекламе МГК;
(10) Т. В. Задорожная: Заведующая Многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры МГК;
(11) Е. А. Атепаева: Заведующая ОФКСМ ОЦКТП МГК;
(12) Д. Б. Горбатов: переводчик УМД МГК, редактор англоязычного сегмента вебсайта МГК (www.mosconsv.ru/en), член РСК;
(13) А. В. Соловьёв: И. о. ректора АХИ, ХРД КХ МГК, профессор КХД МГК, член РСК, — Заместитель председателя Оргкомитета;
(14) Э. Б. Фертельмейстер: Президент и профессор ННГК, Заместитель председателя Нижегородской региональной организации композиторов России, Народный артист России;
(15) Ю. Е. Гуревич: Ректор и профессор ННГК, Заслуженный деятель искусств России, — Заместитель председателя Оргкомитета;
(16) А. Н. Васильев: Ректор и профессор СПбГК, Заслуженный артист России, — Заместитель председателя Оргкомитета;
(17) Л. Г. Панкратов: профессор КХД ННГК, Заслуженный артист России, член РСК, — Исполнительный директор 6-го КХП;
(18) Беттина Грэй: член Международной ассоциации женщин-музыкантов, Ассоциации новой музыки США и Американского форума композиторов.
3. Жюри 6-го Конкурса Хорового Письма
3.1. Члены Жюри 6-го КХП (далее — «Жюри») назначаются Оргкомитетом.
3.2. Объектами анализа и оценки коллективом Жюри являются авторские произведения и/или обработки/аранжировки, включая аудиозапись, партитуру и партии каждого из них (далее, и совместно, и индивидуально, — «Произведения»), представляемые заявителями Рабочей Группе согласно статье 6 настоящего Положения.
3.3. Весь коллектив Жюри, включая председателя и его заместителей, исполняет свои обязанности исключительно безвозмездно.
3.4. Коллектив Жюри оценивает партитуры конкурсантов дистанционно путём направления оценочных листов на официальный электронный адрес Рабочей Группы в установленные сроки (см. пункт 8.2).
3.5. Ни один из членов Оргкомитета и/или Жюри, включая обоих председателей и всех их заместителей, не вправе ни прямо, ни косвенно предпринимать никаких действий, направленных на раскрытие авторства Произведений (см. пункты 6.2 и 6.4).
3.6. Все решения коллектива Жюри являются окончательными и пересмотру не подлежат.
3.7. Ни один из членов Оргкомитета и/или Жюри, включая обоих председателей и всех их заместителей, не вправе голосовать за конкурсанта, который официально является/являлся его/её учеником в течение трёх лет, непосредственно предшествовавших 6-му КХП. Такой член Оргкомитета и/или Жюри обязан уведомить Рабочую Группу о каждом подобном случае в письменном виде до начала работы коллектива Жюри.
3.8. Коллектив Жюри вправе, на своё усмотрение, для любой номинации в любой категории (см. пункт 4.1):
3.8.1. присуждать не все призовые места из объявленных двадцати пяти;
3.8.2. присуждать одно призовое место нескольким конкурсантам;
3.8.3. присудить лучшему конкурсанту единственный гран-при (далее — «Гран-При»);
3.8.4. присуждать специальные призы (см. пункт 4.6).
3.9. Коллектив Жюри 6-го Конкурса Хорового Письма
(1) Л. З. Конторович: И. о. заведующего и профессор КХД МГК, Худ. рук. и главный дирижёр Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Народный артист России, — Председатель Жюри;
(2) С. В. Екимов: Декан и профессор факультета композиции и дирижирования СПбГК, Худ. рук. Хора СПбГК, член РСК и Ассоциации народных и хоровых коллективов Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга, — Заместитель председателя Жюри;
(3) А. М. Рудневский: И. о. декана ФСХД МГК, профессор КХД МГК, ХРД Хора студентов МГК и Московского мужского хора «Кастальский», — руководитель Сводного Хора 6-го КХП;
(4) Л. Г. Панкратов: профессор КХД ННГК, ХРД мужской капеллы «Благовест», Заслуженный артист России, член РСК, — Исполнительный директор 6-го КХП;
(5) Е. Н. Бобров: профессор Ивановского государственного химико-технологического университета, ХРД КХ «Шереметев-Центра» в составе Ивановского ГХТУ, Председатель Межрегионального центра русского хорового искусства и Ревизионной комиссии Всероссийского хорового общества, Почётный работник ВПО России, Заслуженный работник культуры России;
(6) Н. Б. Буянова: Проректор по УМР МГИМ, Заведующая и профессор КХД МГИМ, доктор педагогических наук;
(7) А. И. Гавдуш: доцент КХД АХИ, Председатель дирижёрской цикловой комиссии Хорового училища имени А. В. Свешникова в составе АХИ;
(8) Беттина Грэй: постоянный композитор русского хора «Славянка» (Сан-Франциско), преподаватель теории музыки, оркестровки и композиции, член Международной ассоциации женщин-музыкантов, Ассоциации новой музыки США и Американского форума композиторов;
(9) В. В. Дурандин, профессор КХД ННГК;
(10) Александр Кедров: Главный регент Собора Святого Александра Невского в Париже, протодиакон (Франция);
(11) В. Г. Кикта: профессор кафедры композиции МГК, секретарь РСК, Заслуженный деятель искусств России;
(12) В. В. Контарев: профессор КХД МГК, ХРД Филармонической хоровой капеллы «Ярославия»;
(13) Д. В. Лукин: преподаватель КХД АХИ;
(14) Б. М. Маркус: профессор ННГК;
(15) И. Г. Матюхов: Заведующий КХД Института музыки, театра и хореографии в составе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена; профессор КХД СПбГК; Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь; кандидат искусствоведения;
(16) С. М. Мовчан: доцент КХД МГК, старший научный сотрудник Издательского центра «Московская консерватория», член Союза московских композиторов;
(17) Д. А. Онегин: профессор КХД МГИМ и КХД Российской академии музыки имени Гнесиных, ХРД Хора МГИМ, Почётный работник ВПО России;
(18) С. В. Плешак: профессор КХД СПбГК, член РСК;
(19) Н. И. Покровский: профессор КХД ННГК;
(20) А. Р. Саврицкий: доцент КХД Белорусской государственной академии музыки (Минск);
(21) С. И. Смирнов: профессор КХД ННГК, ХРД Молодёжного хора «Возрождение» (Нижний Новгород), Заслуженный работник культуры России;
(22) А. В. Соловьёв: И. о. ректора АХИ, ХРД КХ МГК, профессор КХД МГК, член РСК;
(23) Ю. В. Тихонова: профессор КХД МГК, ХРД Детского хора ЦОППКВ МГК, член РСК, кандидат искусствоведения;
(24) Д. Ю. Храмов: Заведующий и профессор КХД АХИ, Почётный работник культуры города Москвы, кандидат искусствоведения;
(25) А. В. Чернецов: преподаватель МГИМ, ХРД Академического хора «Ковчег» и Хоровой капеллы мальчиков «Орлята» в Зеленограде (Москва), Заслуженный работник культуры России;
(26) И. С. Шачнева: ХРД Хора «Славянка», член Гильдии хоровых дирижёров и Коллегии музыкантов Америки, худ. рук. международных музыкальных фестивалей в Сан-Франциско и Бостоне (США);
(27) Дорина Комэнэску: профессор Ясского университета искусств имени Джордже Энеску, ХРД Хора «Алетейя» (Яссы), доктор психологии искусства (Румыния).
4. Призовые места, присуждаемые на 6-м Конкурсе Хорового Письма
4.1. Коллектив Жюри 6-го КХП присуждает 25 призовых мест без денежного вознаграждения — по три места для каждой из четырёх номинаций в обеих категориях (см. подпункты 5.2.1 и 5.2.2), а также единственный Гран-При.
4.1.1. Конкурсант, ставший обладателем Гран-При, получает звание гран-призёра 6-го КХП (далее — «Гран-Призёр»).
4.1.2. Конкурсанты, ставшие обладателями любого другого призового места, за исключением Гран-При, получают звания лауреатов 6-го КХП (далее — «Лауреаты»), при этом:
4.1.3. обладатели первого призового места считаются победителями 6-го КХП;
4.1.4. обладатели второго и третьего призовых мест считаются призёрами 6-го КХП.
4.2. Произведения Гран-Призёра и/или Лауреатов исполняют Сводный Хор (см. пункты 1.8 и 4.3) и/или Детский хор ЦОППКВ МГК на Заключительном Концерте 6-го КХП в БЗК 29 сентября 2025 года в 14:00. Дирижёрами Сводного Хора на Заключительном Концерте являются Гран-Призёр и/или Лауреаты.
4.3.1. Сводный Хор формируется из хоровых групп Учредителя и Соучредителей следующим образом: (1) 22 певца от МГК; (2) 20 певцов от АХИ; (3) 24 певца от МГИМ.
4.3.2. Рабочая Группа исходит из того, что количественное распределение певцов по хоровым партиям будет, по возможности, пропорциональным, — то есть допустимая диспропорция ограничивается тем, что ни в одной из четырёх партий не должно быть менее пяти певцов от каждого из трёх вузов (см. подпункт 4.3.1).
4.4. Программа Заключительного Концерта и порядок исполнения Произведений Гран-Призёра и/или Лауреатов составляются с учётом коллективного мнения Жюри.
4.5. В случае если Гран-Призёр или какой-либо Лауреат не сможет участвовать либо откажется от участия в Заключительном Концерте, его Произведение будет исключено из концертной программы. В этом случае коллектив Жюри путём дополнительного анонимного голосования принимает решение о замене такого Произведения Произведением другого Лауреата.
4.6. По согласованию с Рабочей Группой, общественные организации, фонды, СМИ и/или частные лица вправе учреждать для конкурсантов любые дополнительные премии, призы и/или подарки. Решения о присуждении специальных премий, призов и/или подарков принимает коллектив Жюри.
5. Порядок проведения 6-го Конкурса Хорового Письма
5.1. В 6-м КХП вправе принимать участие студенты средних и высших музыкальных учебных заведений, а также профессиональные музыканты в возрасте не менее 16 лет, но менее 31 года по состоянию на 1 июня 2025 года.
5.2. 6-й КХП проводится по четырём номинациям в двух категориях.
5.2.1. Категории:
- А. Студенты средних и высших музыкальных учебных заведений
- Б. Профессиональные музыканты
5.2.2. Номинации:
- № 1. Произведение светского содержания для хора a cappella
- № 2. Обработка народной песни для хора
- № 3. Аранжировка для смешанного хора
- № 4. Произведение духовного содержания для хора
5.3.1. Партитуры Произведений, представляемых в номинациях № 2, 3 и 4, могут включать любые струнные и/или духовые инструменты современного симфонического оркестра с участием или без участия фортепиано, при условии что общее количество музыкантов инструментального ансамбля составляет не более четырёх исполнителей.
5.3.2. В Произведениях, представляемых в номинациях № 1, 2 и 4, может быть использован однородный или смешанный хор любого состава, а также детский хор (на выбор заявителя).
5.3.3. Объектом обработки, представляемым в номинации № 2, может быть любой материал фольклорной музыки — без каких-либо иных ограничений.
5.3.4. Объектом аранжировки, представляемым в номинации № 3, может быть любой материал академической и/или популярной (в том числе джазовой), но не фольклорной музыки — без каких-либо иных ограничений.
5.3.5. Духовный текст Произведения, представляемого в номинации № 4, может быть как каноническим, так и авторским.
5.4. Каждый заявитель вправе представить на 6-й КХП не более четырёх Произведений — по одному в любой из номинаций. Продолжительность каждого Произведения должна быть не менее одной минуты, но не более семи минут.
5.5. К участию в 6-м КХП допускаются только Произведения, не исполнявшиеся публично, не опубликованные ранее и не получавшие призов ни на каких иных конкурсах, включая все КХП МГК прошедших лет. В случае выявления какого-либо факта, подтверждающего, что Произведение когда-либо исполнялось публично и/или было опубликовано ранее и/или получило хотя бы один приз на каком-либо ином конкурсе:
5.5.1. заявитель, представивший такое Произведение Рабочей Группе, лишается права на участие в 6-м КХП;
5.5.2. конкурсант, получивший за такое Произведение звание Гран-Призёра или Лауреата 6-го КХП, лишается присуждённого звания решением ОФКСМ ОЦКТП МГК — вне зависимости от того, когда выявлен данный факт.
5.6. По согласованию с ОФКСМ ОЦКТП МГК, Рабочая Группа перед Заключительным Концертом предоставляет каждому дирижёру одну акустическую репетицию со Сводным Хором в БЗК продолжительностью не более 15 минут.
5.7. Имена и фамилии Гран-Призёра и/или Лауреатов 6-го КХП публикуются на официальном вебсайте МГК в период с 1 по 11 сентября 2025 года включительно.
6. Порядок представления документов, партитуры и аудиозаписи
6.1. Для участия в 6-м КХП необходимо прислать на официальный электронный адрес Рабочей Группы (см. пункт 8.2) следующие документы в отсканированном виде:
6.1.1. анкету с личной подписью заявителя; скачать *.DOC
6.1.2. заявление с личной подписью о согласии на обработку персональных данных заявителя; скачать *.DOC
6.1.3. лицевую страницу паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (с фотографией и подписью владельца);
6.1.4. одну художественную фотографию заявителя, сделанную на нейтральном фоне с разрешением не менее 300 dpi;
6.1.5. документ о музыкальном образовании заявителя или справку с места его/её учёбы на русском или английском языке.
6.2. Также для участия в 6-м КХП необходимо представить партитуру и аудиозапись каждого Произведения без указания фамилии автора (см. пункты 3.5 и 6.4). Обязательные требования:
- • к партитуре: (1) формат файла — PDF; (2) имя файла (перед точкой) — буква (А/Б) и цифра (1/2/3/4), указывающие категорию и номер номинации соответственно (см. подпункты 5.2.1 и 5.2.2), затем пробел и название Произведения без знаков пунктуации (не более 40 символов с учётом всех пробелов);
- • к аудиозаписи: (1) формат файла — MP3; (2) имя файла (перед точкой) — буква (А/Б) и цифра (1/2/3/4), указывающие категорию и номер номинации соответственно (см. подпункты 5.2.1 и 5.2.2), затем пробел и название Произведения без знаков пунктуации (не более 40 символов с учётом всех пробелов).
6.3. Крайний срок представления документов, партитур и аудиозаписей для участия в 6-м КХП — 30 апреля 2025 года.
6.4. Никакой нотный материал, содержащий какие-либо опознавательные знаки, имена или любую иную персональную информацию о заявителе, а также никакой аудиофайл, имя которого не содержит название Произведения, не допускается к участию в 6-м КХП (см. пункты 3.5 и 6.2).
6.5. Факт отправки документов, партитуры и аудиозаписи на электронный адрес Рабочей Группы означает безоговорочное согласие заявителя со всеми условиями настоящего Положения.
7. Особые условия 6-го Конкурса Хорового Письма
7.1. Соучредители безоговорочно передают Учредителю исключительные права на аудио- и/или видеозапись, а также на теле- и/или онлайн-трансляцию публичных исполнений Произведений на Заключительном Концерте.
7.2. Ни Лауреаты, ни Гран-Призёр не получают авторский гонорар за дальнейшее использование Учредителем аудио- и/или видеозаписей, а также теле- и/или онлайн-трансляций публичных исполнений своих Произведений.
7.3. Все транспортные, командировочные и прочие расходы, связанные с приездом Гран-Призёра и/или Лауреатов и/или членов Жюри и/или исполнителей-инструменталистов (см. подпункт 5.3.1) на Заключительный Концерт, оплачивают либо сами приезжающие, либо направляющие их организации.
7.4.1. В случае если какому-либо дирижёру, участвующему в Заключительном Концерте, потребуется виза для въезда в Россию, он должен направить об этом письмо на адрес Рабочей Группы не позднее 15 июня 2025 года.
7.4.2. Учредитель оказывает визовую поддержку только дирижёрам, участвующим в Заключительном Концерте.
7.5. Настоящее Положение публикуется на русском и английском языках и является единственно верным Положением о Шестом Международном конкурсе хорового письма имени А. Д. Кастальского. В случае возникновения каких-либо споров при толковании каких-либо условий настоящего Положения, приоритетной считается его версия, опубликованная на официальном вебсайте МГК на русском языке.
8. Контактная информация
8.1. ОФКСМ ОЦКТП МГК: +7 (495) 055-55-19.
8.2. Рабочая Группа 6-го КХП:
- • электронные адреса: lev.pankratov@mail.ru
- • служебный телефон: +7 (495) 629-97-36
- • телефон для экстренной связи: +7 (929) 561-57-71