Коллективный портрет в отсутствие юбиляра
16 сентября 2024 г. | Отзывы о событиях
Неделя началась юбилейным вечером в Рахманиновском зале консерватории по случаю 80-летия Алексея Любимова. Собственно, на юбилей происходившее было не слишком-то похоже: во-первых, не проглядывало ни малейшего намека на официоз, а во-вторых, отсутствовал юбиляр (ему не удалось прилететь в Москву в свой день рождения, но он обещал сделать это в ближайшее время). Между тем продолжавшийся три с половиной часа концерт стал не только приношением мастеру, но и своего рода его коллективным портретом.
Непосвященные могли бы спросить: а что здесь делают все эти многочисленные инструменталисты, коль скоро отмечается юбилей пианиста? Однако Любимова своим учителем считают отнюдь не только пианисты (клавесинисты, клавиристы etc). Именно с его подачи и при прямом содействии в России появились многие старинные инструменты и выросла целая когорта музыкантов, умеющих на них играть. Любимов основал в Московской консерватории Факультет исторического и современного исполнительского искусства, через горнило которого прошли большинство участников концерта. А составленная ими программа отражала все многообразие интересов нашего выдающегося современника. И пусть самого Алексея Борисовича не было в тот вечер в РЗК, дух его там точно витал – незримо, но вполне ощутимо. Музыканты – все без исключения – играли со столь же полной отдачей, как делали бы это непосредственно пред его очами. Количества прозвучавшей музыки с лихвой хватило бы на два концерта, но почему-то ни на миг не возникало чувства перебора, перенасыщенности программы.
Первое отделение целиком посвятили старинной музыке – за одним, правда, исключением: Алексей Шевченко, сыграв на органе «Партиту на тему фолии» Фрескобальди, затем уже на челесте исполнил две пьесы Хиндемита. Такие скачки – тоже абсолютно в любимовском духе. Если бы не этот момент, самым современным из авторов первого отделения оказался бы… Моцарт, чью Сонату до мажор в четыре руки (KV 521) сыграли на клавесине Анастасия Антонова и Дарья Борковская. Открыла отделение Трио-соната ре мажор Букстехуде для виолы да гамба, виолона и basso continuo (в переложении для виолы да гамба и органа) в исполнении Ангелины Николовской и Ирины Красной. Великолепный ансамбль Les Moscovites сыграл Трио фа мажор Телемана для блокфлейты, гобоя и basso continuo. Кульминацией же первого отделения стало выступление «Ренессанс-оркестра» во главе с Владимиром Парунцевым, исполнившего пьесы французских и итальянских композиторов конца XVI – начала XVII веков: Туано Арбо (он же Жак Табуро), Лодовико Виаданы, Пьера Аттеньяна и Жан-Батиста Бесара. Все эти имена известны лишь в очень узких кругах, но, без сомнения, заслуживают всяческой популяризации. И если их сочинения всегда исполнять с таким драйвом, наслаждаясь не только собственно музыкой, но и специфическим звучанием инструментов, да еще и привнося в процесс толику юмора, то ренессансного бума не избежать.
Программа второго отделения концентрировалась уже вокруг основной специальности юбиляра. Были задействованы два рояля из коллекции Алексея Ставицкого – «Эрар» (1837) и «Вирт» (1843), хотя не обошлось и без привычного «Стейнвея». Тон задал Юрий Мартынов, открывший отделение Сонатой № 5 ми минор Шуберта. Месяцем раньше я слышал у него эту же сонату на фестивале «Gnessin Air на Знаменке», только там он играл на «Стейнвее», а здесь – на «Вирте». Оба варианта были в равной степени хороши, но на «Вирте», ясное дело, многое прозвучало иначе, появились новые оттенки. А парад пианистов продолжили сольные выступления Петра Айду (не слишком часто выступающего в этой ипостаси), Сергея Каспрова, Владимира Иванова-Ракиевского. Наиболее яркое впечатление оставил все же Каспров, построивший свою программу на контрасте двух стихий («Отражения в воде» Дебюсси и «Заклинание огня» Вагнера – Брассена). Екатерина Державина, до обидного редко в последнее время выступающая сольно, предстала в ансамбле поочередно с тремя музыкантами – Ивановым-Ракиевским («Три пьесы в 3 руки» Стравинского), Александром Рудиным, игравшим на сей раз не на виолончели, а вовсе даже на «Эраре» (Рондо для фортепиано в четыре руки D 608 Шуберта), и Яной Иваниловой, прекрасно спевшей две песни из цикла «Ступени» Сильвестрова. Елизавета Блохина и Вера Нижарадзе исполнили несколько пьес К.М. фон Вебера из цикла «Восемь пьес для фортепиано в четыре руки», op. 60. А завершил вечер еще один прекрасный ансамбль Musica Tempora, в составе которого, наряду с его основательницей, клавесинисткой Дарьей Борковской, мы вновь увидели уникальную теорбистку Асю Гречищеву (игравшую в этот вечер также и с двумя другими ансамблями). Но все же главными действующими лицами были здесь Руст Позюмский (виола да гамба) и Алиса Тен. Эта удивительная и универсальная певица исполнила две песни Жан-Батиста Друара де Буассе, а также юмористический опус Позюмского «Конь унес любимого».
Присутствуй Алексей Борисович в этот вечер в РЗК, он мог бы быть доволен всеми без исключения учениками и последователями. И, конечно, вряд ли бы удержался от того, чтобы и самому принять в нем участие. Впрочем, его собственный юбилейный концерт должен состояться в галерее «Нико» 17 октября, так что ждать осталось недолго.
Дмитрий Морозов,"Играем с начала"