Выставка к 140-летию со дня рождения Николая Михайловича Данилина
27 ноября 2018 г. | Выставки
В фойе Большого зала открылась выставка, посвящённая 140-летию со дня рождения выдающегося деятеля русского хорового искусства, регента, дирижёра, педагога и композитора Николая Михайловича Данилина.
Выставку подготовил Архив Московской консерватории.
Николай Михайлович Данилин (21.11.1878 – 6.02.1945) — выдающийся хоровой дирижёр, прославившийся на поприще руководства Московским Синодальным хором в качестве регента.
Вся творческая деятельность музыканта была связана с Москвой — городом, в котором он родился и прожил всю жизнь. Он получил блестящее музыкальное образование в Синодальном училище церковного пения (годы учебы 1890—1897) по специальности регента и учителя церковного пения, и в период обучения застал время расцвета этого учебного заведения, руководимого в то время крупнейшим ученым-медиевистом и талантливым педагогом Степаном Васильевичем Смоленским.
В 1901 году регент Синодального хора и директор Синодального училища Василий Сергеевич Орлов пригласил Данилина — своего бывшего ученика — к себе в помощники, одновременно предоставив ему должность преподавателя Синодального училища.
Через девять лет Данилин занимает пост регента Синодального хора и обретает всероссийскую и европейскую известность. К вершинам его регентской деятельности следует отнести гастрольную поездку с Синодальным хором по городам Европы весной 1911 года (коллектив побывал в Варшаве, Риме, Флоренции, Вене, Дрездене), в которой хор под его руководством представил публике новейшие духовные сочинения композиторов московской школы — А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, В. С. Калинникова, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, Н. Н. Толстякова, К. Н. Шведова.
В марте 1915 года коллективом под руководством Н. М. Данилина с большим успехом было исполнено «Всенощное бдение» Рахманинова — произведение, которое композитор написал специально для этого хора.
Огромный интерес у слушателей — знатоков и любителей церковного пения — вызывали службы в Успенском соборе московского Кремля, а также концерты Синодального хора, руководимые Данилиным.
1918 год стал переломным в жизни Данилина. С роспуском осенью 1918 года Синодального хора он оказался лишенным привычной творческой атмосферы. В течение первых десяти лет после этого он продолжал регентовать небольшими хорами в ряде московских храмов, и на службы с участием хора под управлением Данилина по-прежнему стекались толпы слушателей. Эта его деятельность прервалась в 1928 году после ультимативного требования властей, обращенного к известным московским регентам, прекратить работу в церкви.
Попытки найти себя в светской хоровой культуре долгое время не приносили ощутимого результата. Музыкант трижды начинал работу хормейстером в Большом театре, однако каждый раз сам уходил с этой должности, понимая, что это не его стезя.
Некоторое оживление в его карьере принесла работа главным хормейстером в Оперной студии Московской консерватории (1934–1936) и руководство Ленинградской академической хоровой капеллой (1936–1937), а затем Государственным хором СССР (1937–1939).
Работа с лучшими хоровыми коллективами того времени не сложилась по ряду причин, и главные из них — тяжелый независимый характер дирижера и его неприятие советской власти, что порой проявлялось в открытой форме.
В 1923 году Данилин продолжил преподавательскую деятельность, перейдя из Хоровой академии (бывшего Синодального училища) в Московскую консерваторию. Здесь вместе с А. Д. Кастальским, П. Г. Чесноковым, А. В. Никольским и А. В. Александровым он принял активное участие в создании системы хорового образования высшей ступени. В последние шесть лет (с 1939 по 1945 годы) Н. М. Данилин преподавал в консерватории хоровое дирижирование.
Несмотря на тернистый жизненный путь, музыкант не замкнулся в себе и непрерывно продолжал творить, работая в консерватории и некоторое время руководя капеллой и Государственным хором. Его труды принесли свои плоды: ученики маэстро донесли до нас блестящую школу выдающегося мастера, а его искусство хорового дирижера запечатлено на пластинках Государственного хора, выпущенных во второй половине 1930-х годов.
По материалам А. А. Наумова