Творческие встречи c композиторами Иваном Феделе (Италия) и Тристаном Мюраем (Франция)
16 ноября 2018 г. | Образование
16 ноября в Конференц-зале Московской консерватории состоятся творческие встречи с композиторами, членами жюри конкурса «Новые классики»:
12.00 — творческая встреча с Иваном Феделе (Италия)
15.00 — творческая встреча с Тристаном Мюраем (Франция)
Иван Феделе родился в 1953 году в Лечче. Изучал философию в Миланском университете, а в 1981 году закончил Миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди по классу композиции Ацио Корги. Одновременно Феделе занимался композицией у Франко Донатони в Римской национальной академии Святой Цецилии.
Композитор является обладателем многочисленных европейских наград и призов. Среди них — Первая премия на конкурсе Гоффредо Петрасси в Парме (1989) и три награды академии Шарля Кро в Париже (за аудиозаписи). В 2016 композитор был награжден международной премией Артюра Онеггера.
Иван Феделе преподает композицию в консерваториях Болоньи, Милана, Страсбурга и Турина, дает многочисленные мастер-классы по всей Европе и США. В 2012 году был назначен директором музыкальной секции фестиваля Венецианская биеннале на пятилетний период.
Тристан Мюрай (родился в 1947) — один из крупнейших представителей новой музыки Франции. Ученик Мессиана и активнейший сотрудник парижской электронной студии IRCAM, профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке, Мюрай пока еще мало знаком российской публике. Между тем, его музыка, как и музыка его товарищей по группе «L’Itineraire» («Маршрут») — Жерара Гризе, Михаэля Левинаса и других, представляет собой, вероятно, самый значительный вклад в современное музыкальное искусство Франции со времен Булеза.
Имена Мюрая и Гризе по своей значимости не уступают именам Дютийе и Мессиана, может быть, лишь немного уступая им в популярности.
Вырвавшись в середине 1970-х гг. из жестких, рациональных рамок сериального письма, культивировавшегося Булезом, Мюрай и композиторы группы «L’Itineraire» обратились к иным измерениям звука, и к другому пласту многовековой французской культурной традиции. «Музыкальный язык привязывается теперь к глубокой разработке феномена звука во всей его сложности, как гармонической, так и негармонической. С этого времени можно сказать, что композиторы L’Itineraire, благодаря своей хорошо оборудованной исследовательской лаборатории, входят в работу над произведением, как скульптор, работающий со звуками» («L’Itineraire, се sera demain» «Маршрут, предстоящий завтра»).
Образуемые каждым конкретным звуком (не обязательно взятым на скрипке, виолончели или кларнете, но и на таких экзотических инструментах, как псалтирь библейских времен или тибетская труба) гармонические и негармонические обертоны тщательно исследуются композитором с помощью компьютера и служат «строительным материалом» для создания протяженных партитур, бесконечно разнообразных. Ведь подобно тому, как нет людей с одинаковым рисунком линий на ладони, как нет звезд с одинаковым спектром, так нет и звуков в окружающем нас мире, чьи спектры, иногда слышимые, иногда неслышимые «невооруженным ухом», совпадали бы.
Несмотря на «машинное» происхождение такого спектра, разворачивается он перед слушателями в звучании обычных европейских инструментов, чьи звуковые возможности, однако, расширены не совсем привычными способами звукоизвлечения; «живые» звуки часто сочетаются с электронным звучанием. Таким образом, звук живет в своих, природой заданных рамках, путешествуя при этом из одного состояния в другое.
На новом этапе композиторского письма Мюрай следует истинно французской традиции, соединив в своих открытиях скрупулезную аналитичность Рамо, создавшего привычную ныне, «школьную» гармоническую систему «на природных (т.е. физических) основаниях», выводя все аккорды и их иерархию из свойств основного тона, и преклонение перед красотой каждого отдельного звука, свойственное гению музыкального импрессионизма — Дебюсси. В компьютерную эпоху, в глобализующемся мире, Мюрай проявляет себя художником истинно французского духа, соединяя рациональность и красоту.