Премьера сценической версии оперы-оратории «Бабий яр» Д. Кривицкого
27 октября 2016 г. | Главное
26 октября в Тульской государственной филармонии и 27 октября в Московской филармонии, в Концертном зале имени С.В. Рахманинова (Филармония-2) состоится премьера сценической версии оперы-оратории «Бабий яр» Д. Кривицкого. В исполнении принимает участие звездный состав артистов: Симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель – Юрий Башмет) под управлением лауреата премии Президента РФ Владислава Лаврика, Центральный пограничный ансамбль Федеральной службы безопасности Российской Федерации (начальник – Андрей Капралов), Тульский государственный хор, Детский хор «Пионерия» имени Г.А. Струве под руководством Елены Веремеенко, Хор Дважды Краснознамённого Ансамбля песни и пляски имени Александрова (художественный руководитель – Валерий Халилов). В качестве драматического чтеца выступит Лауреат Государственной премии РФ Сергей Фролов. Сольные партии исполнят солистка Московского театра «Новая опера имени Е.В. Колобова», лауреат Международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), солист ГАБТа РФ, лауреат Международных конкурсов Сергей Радченко (тенор), солист МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженный артист РФ Роман Улыбин (бас). Режиссер-постановщик – победитель международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Андрей Цветков-Толбин, художник по свету – Данил Герасименко, художественный руководитель проекта – лауреат Премии Москвы, профессор Александр Соловьёв.
Приветствие ректора МГК, профессора А.С. Соколова
Уважаемые участники и гости!
Обращение в наши дни к теме Бабьего Яра — одной из самых трагических страниц периода Великой отечественной войны, — является важной морально-нравственно акцией.
Несомненна просветительская цель проекта постановки оперы-оратории Д. Кривицкого «Бабий Яр» — мы обязаны хранить память о событиях, которые не должны вновь повториться.
Особо отмечу, что в творческой реализации проекта задействовано большое число творческих коллективов, исполнителей — воспитанников Московской консерватории, отметившей в 2016 году 150-летие своего основания. Этой знаменательной дате посвящён и XII Международный Осенний хоровой фестиваль имени профессора Б.Г. Тевлина, в рамках которого осуществляется спецпроект постановки «Бабьего Яра».
Литературная основа партитуры представляет собой сочетание различных поэтических и документальных источников, звучит на нескольких языках, что подчёркивает международный аспект проблемы памяти о событиях «Бабьего Яра». Уверен, что реализация данного проекта явится достойным вкладом в увековечение памяти павших, спустя три четверти века после произошедшей трагедии.
Ректор Московской консерватории ,
Президент Международного союза музыкальных деятелей,
Заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения, профессор А.С. Соколов
В истории Второй мировой войны тема Холокоста занимает особое место – уничтожение людей только из-за принадлежности к той или иной национальности представляется актом особого зверства и жестокости. Хотя прошло 75 лет с того времени, но боль трагедии не утихает, а память о ней должна служить предостережением всему человечеству. Ведь войны продолжаются до сих пор…
Бабий яр – одна из трагичнейших страниц в истории Холокоста, совершившихся 75 лет назад, 29 сентября 1941 года. Бабий яр, овраг на бывшей окраине Киева, стал символом гибели евреев от рук нацистов в СССР во время Второй мировой войны: там было расстреляно свыше 150 тысяч человек.
Спустя полвека к событиям в Киеве обратился и композитор Давид Кривицкий (1937-2010), написавший оперу-ораторию «Бабий яр» – монументального сочинения для двух хоров (мужского и детского), трех солистов, симфонического оркестра и чтеца.
Первое и единственное публичное концертное исполнение состоялось 26 апреля 1995 года на мемориальном вечере, посвященном Памяти катастрофы и героизма еврейского народа во Второй мировой войне.
В октябре 2016 года состоится возвращение этого замечательного, оригинального по замыслу и жанровому воплощению сочинения уже в виде сценической версии, используя в сценографии современные возможности видеотехнологий.
Обращение Д. Кривицкого к теме «Бабьего яра» не случайное: композитор воплотил в этом сочинении свои детские воспоминания, когда ребенком, в 1945 году побывал на месте этого страшного преступления. Вот фрагмент из предисловия к сочинению: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь “с улыбкой на устах”, повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах и, обгоняя трамвай, мы ехали мимо “Золотых ворот” по улице Мельникова. Машина остановилась. Ведущий объявил: “А сейчас, дети, вы увидите “Бабий яр”… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, более пятидесяти лет, прошедших с того момента, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…»
В основу сочинения легли: текст повести «Бабий яр» А. Кузнецова, стихи А. Ахматовой, И. Бродского, П. Элюара, документальные материалы Нюрнбергского процесса. Композитор, ставший сам создателем либретто, включил фразы, звучащие на русском, английском, немецком, украинском языках, а также слова еврейских песен и молитв на идише и иврите. Все это раскрывает трагедию Бабьего Яра как вселенскую катастрофу. Память о тех, кто спас и сохранил для будущего молодого поколения страну, навсегда должна остаться в наших сердцах, ибо, как сказал Д.И. Кривицкий в своем произведении: «если замолкнет эхо их голосов, мы погибли».
Однако не только воспоминания о кровавых событиях составляет сюжет оперы-оратории Д.Кривицкого. Герои размышляют о том, как после катастрофы жить дальше, о том, каким мы хотим видеть наш мир.
«Представь, что война окончена. Что воцарился мир. Что ты ещё отражаешься в зеркале. Что сорок или дрозд, а не юнкерс щебечет на ветке… Что за окном не развалины города, а Барокко города: пинии, пальмы, магнолии, цепкий плющ, лавр… Что жизнь нужно начать сначала…»
Динамичные контрасты, романтический строй музыки, ее экспрессия как в трагедийных эпизодах, так и в лирических соло помогает слушателям выйти из драмы с ощущением эмоционального подъема: катарсис приносит очищение. Это спектакль о любви и мужестве, о высшем проявлении гуманизма. Если мы будем помнить о драматических событиях прошлого, есть шанс, что они никогда не повторятся.
Давид Кривицкий (1937-2010) – композитор необычной, трагической судьбы. Его жизнь, личная и творческая, резко делится на две части. В первой – это энергичный, подвижный, деятельный человек, в 1970-е и начале 1980-х годов много работавший в театре (в частности, в легендарном «Современнике», где шли спектакли с его музыкой «Двенадцатая ночь», «Доктор Стокман»), на телевидении (кто же не знает всенародно любимый мультик «Барон Мюнхгаузен»), фильмы «Пиквикский клуб», «Ночь ошибок», «Шагреневая кожа», «Доктор философии», «Рысь выходит на тропу»... Композитор пробует себя и во множестве «серьезных» жанров, приобретая первых поклонников и завоевывая высокую репутацию в музыкальных кругах. В 1983 году композитор неожиданно тяжело заболевает и теперь сосредотачивает свои силы только на творчестве, которое поддерживает его дух, во имя которого он ежедневно заставляет себя бороться со страшным недугом. И, подобно герою «Доктора Фаустуса» Т. Манна, Давид Кривицкий вдруг открывает в себе особый дар, чувствует необыкновенный творческий взлет, когда один за другим создаются многочисленные опусы – оперы (среди которых «Доктор Живаго» по роману Б. Пастернака), балеты, симфонии, разнообразная камерная музыка - для взрослых и для детей, более 50 инструментальных концертов. Особую тему в творчестве Д.Кривицкого занимает тема войны Холокоста: им созданы кантаты «Голоса Терезина», «Военная кантата», оратория «Бабий яр». Достаточно сказать, что общее количество произведений, написанных Д. Кривицким, достигло 2000! Каждое – особый мир, особый образный строй, свое неповторимое звучание, отличное от других сочинений. Уникальное по своему разнообразию, охвату жанров, составов, глубине образного содержания творчество Давида Кривицкого было отмечено дипломом – «За создание самого большого количества музыкальных произведений в разных жанрах (оперы, оратории, балета, кино- и театральной музыки до сочинений для отдельных инструментов, вплоть до балалайки и флейты пикколо)» – и занесено в Книгу рекордов планеты («Русский Гиннес»).
Аккредитация прессы: +7 495 650 50 90, pr@meloman.ru