«Уровень образования в консерватории не снизили даже трудности 1990-х»
4 декабря 2015 г. |
5 декабря в Большом зале консерватории Юрий Башмет и Александр Чайковский поздравят Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского с наступающим 150-летием. С Симфоническим оркестром студентов они исполнят увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Симфонию № 5 Петра Чайковского, а также «Этюды в простых тонах» для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано Александра Чайковского.
Ректор консерватории Александр Соколов накануне концерта рассказал «Известиям», как главный музыкальный ВУЗ страны планирует отмечать юбилей, и о том, как консерватория изменилась за последние 25 лет.
Какие события концертной жизни консерватории посвящены ее 150-летию?
— Мы будем праздновать в течение двух сезонов: нынешний подводит к юбилейной дате, сам юбилей будет 13 сентября 2016 года, но окончание сезона 2016–2017 года также пройдет под знаком 150-летия консерватории. Мы подготовили несколько абонементов. Один из них — цикл концертов, связанный с выступлениями наших симфонических оркестров: у нас их два — студенческий и концертный. С этими оркестрами уже начали и продолжат выступления самые выдающиеся дирижеры и солисты наших дней: Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Александр Лазарев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Владимир Юровский, Борис Березовский, Денис Мацуев, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Александр Князев. Каждый из дирижеров готовит свою программу, многие взяли на себя и репетиции. Все эти концерты благотворительные — никто не ставит вопрос о гонорарах. Сборы станут поддержкой консерватории, что сейчас, в общей непростой экономической ситуации, очень существенно.
— Изначально планировалось именно к юбилею завершить реконструкцию комплекса консерваторских зданий, но сроки сдвинулись.
— В реконструкции и реставрации мы очень многое завершим к юбилею. В феврале откроется Рахманиновский зал. Таким образом, все четыре зала окажутся отреставрированы. В декабре 2017 года завершится постройка нового студенческого комплекса. Уже в августе 2016 года мы заселим студентов в первый из трех строящихся корпусов. Это очень важная для нас работа.
— 150 лет — солидный юбилей. Насколько удается сегодня сохранять уровень и традиции, заложенные полтора века назад?
— Готовясь к этому юбилею, мы сравниваем сегодняшнюю ситуацию в консерватории с тем, что было 25 лет назад, когда отмечали ее 125-летие. Это сравнение позволяет ответить на ваш вопрос. Видно, что гроссмейстерский уровень сохраняется. При этом не надо забывать, что в течение последних 25 лет происходил основательный отток талантов из России. Это была очень тревожная ситуация, когда не только консерваторию, но и оркестры, театры покидали люди, уезжавшие за границу не по политическим, а по экономическим соображениям. Несмотря на это, у нас шло восполнение — сложившаяся система непрерывного музыкального образования по схеме школа-училище-вуз всё время давала приток новых сил.
Если говорить о традициях, то их сохранение всегда было главной заботой тех, кто работает в консерватории. Но традиция — это развивающееся понятие. За последние 25 лет у нас появилось очень много нового. Это новые ориентиры в педагогике, концертной деятельности, связанные прежде всего с появлением Факультета исторического и современного исполнительства (ФИСИИ). Необходимость его создания поначалу вызывала достаточно обоснованные сомнения: приемные требования существенно отличаются от исполнительских факультетов, а предварительная подготовка в училищах по этим направлениям отсутствует. Уважаемые профессора не без оснований говорили: «Зачем нам осетрина второй свежести»? Ведь люди, не имевшие шансов поступить на базовые специальности, быстро сориентировались и находили пристанище на этом факультете. Сейчас такого уже в помине нет. Приемные требования очень выверенные, есть определенная ориентация на подготовку для поступления именно на ФИСИИ.
За последние 25 лет в консерватории произошло серьезное развитие направления современной музыки — в годы борьбы с формализмом в середине прошлого века это было бы невозможно. Сейчас же в этом отношении мы во многом опережаем старейшие консерватории мира, у которых нет такого научного центра, как Центр современной музыки, нет такого ансамбля, как «Студия новой музыки».
Также у нас возник целый ряд творческих коллективов, которые ведут художественную жизнь, активно гастролируют, не отрываясь от учебного процесса. Например, Камерный хор, в который входят студенты кафедры современного хорового исполнительского искусства. На протяжении 20 лет существования этот хор является победителем практически всех престижнейших конкурсов разных стран мира. Они умеют петь всё: и старинную музыку, и современную, и духовную. Участники этого коллектива получают энциклопедическое образование. Многие еще в процессе учебы начинают сами работать с молодежными хоровыми коллективами и передавать знания собственным воспитанникам. Это особенно важно сейчас, когда к хоровому делу проявляется особое внимание и активно работает Всероссийское хоровое общество.
— Самые маститые профессора консерватории находятся уже в почтенном возрасте. Есть ли им замена?
— Если сравнивать нашу ситуацию с зарубежной, то там очень строгий ценз — если ты после 65-летия продолжаешь работать, то оказываешься вне закона и лишаешься пенсионного обеспечения. А у нас, конечно, такого нет, что очень хорошо. В зрелом возрасте, когда приходит мудрость, концентрация на педагогике становится вполне естественной, и это дает очень хорошие результаты. В консерватории всегда бережно относились к педагогам старшего поколения. По возрасту на пенсию мы никого не провожаем. Состояние здоровья — другой вопрос, который каждый решает для себя сам: мы можем предложить сократить нагрузку, но всегда просим так или иначе сохранить причастность к происходящему в стенах консерватории. И это дает возможность для эстафеты поколений — профессора зрелого возраста просят себе ассистентов.
Система ассистирования давно существует в Московской консерватории и обеспечивает поэтапное вхождение в педагогический процесс. Всегда был и сейчас есть неписанный закон, не вызывающий дискуссий, согласно которому ассистент может начать работать в консерватории только на условиях почасовой оплаты. Каждый год летом одним приказом все почасовики освобождаются до следующего 1 сентября. За это время решается их дальнейшая перспектива. И только лет через 5 ставится вопрос о приглашении человека в штат, опять же в качестве ассистента. Так поэтапно пополняется наш контингент, поэтому у нас нет провалов поколений.
— Многие педагоги совмещают концертную и педагогическую деятельность. Это не порождает проблемы?
— Определенные сложности есть. Но для решения этих вопросов есть деканы, заведующие кафедрами факультетов, которые вовремя могут подсказать, от чего в концертной деятельности стоит отказаться, а что нужно сохранить. Ведь возможность выступать — это дополнительный стимул для педагогов. У нас абсолютное большинство профессорско-преподавательского состава — так называемые играющие тренеры, в том числе педагоги старшего поколения. Например, Михаил Воскресенский, которому 80 лет, находится в великолепной форме, играет сложнейшие циклы концертов. Для молодого поколения он является примером для подражания.
— Кризис повлиял на финансирование консерватории?
— Финансирование сокращается. Мы работаем уже много лет в системе государственного задания. Нам дается некая сумма — на зарплаты, налоги, оплату коммунальных услуг. Априори выделяемых государством денег на всё не хватает: в любом случае где-то будешь иметь «дырявый карман». Нас уже давно сориентировали на внебюджетные источники. И мы хорошо научились зарабатывать сами. Та же концертная деятельность приносит доход. С каждым годом это становится всё более существенной дотацией.
Мы также получаем помощь от нашего Попечительского совета, который существует уже 12 лет. Мы были первой российской консерваторией, создавшей такую структуру. Очень многие творческие проекты осуществляются благодаря его поддержке. Мы дважды в год отчитываемся о том, куда были направлены средства попечителей, а также получаем подтверждение готовности помогать нам в дальнейшем. Пока у нас всё благополучно — никто не отказался от помощи, несмотря на кризис.
— Будут ли изменения в размере президентского гранта?
— Уменьшение, как и увеличение, суммы грантов не обсуждается. Но ставится вопрос о проведении перераспределения сумм поддержки между учреждениями культуры, поскольку есть некоторая диспропорция. Те же оркестры Михаила Плетнева, Павла Когана получают намного меньше, чем другие оркестры, которым стали выдавать гранты просто раньше по времени. Очевидно, нужно еще раз сесть за стол и выровнять эту картину — для того, чтобы музыканты перестали переходить из оркестра в оркестр из-за разницы в зарплате. Создание конкуренции на равной материальной основе будет правильным решением. Этот вопрос сейчас прорабатывается в администрации президента. Наверное, ясность в итоге будет внесена.
— Уровень зарплат в консерватории в будущем году изменится?
— Была установка, связанная с майскими указами президента, что во всех бюджетных учреждениях должен быть постоянный рост средней заработной платы. В Москве эта сумма значительно выше, чем в любом другом регионе. К 2015 году мы дошли до предельной цифры по Москве. Сейчас нам было дано разъяснение, что в дальнейшем роста от нас не требуют, но необходимо удержать эти позиции. Такая стагнация происходит не только в учебных заведениях, но и в театрах, в оркестрах.
— Сейчас активно обсуждается «Стратегия государственной культурной политики». Есть точка зрения, что всем культурным мероприятиям страны необходимо поставить общую цель. На ваш взгляд, это возможно?
— Пока рано подводить черту под работой над «Стратегией». Недавно было очередное обсуждение этой проблемы на уровне администрации президента. Там практически все в один голос говорили, что «Стратегия» отклонилась от курса, заданного «Основами государственной культурной политики», отошла в сторону идеологем. Появились акценты, которые в «Основах» отсутствуют, но при этом не выполнены два решающих условия. Во-первых, требовалось создать надведомственный орган, регулирующий процесс создания документа. Но он не был создан, и сразу всё забуксовало. «Стратегией» занялось Минкультуры, оно никак не могло повлиять ни на Минфин, ни на Минюст. Целый ряд вопросов, которые не в компетенции Минкультуры, так и остались нерешенными, потому что смежные министерства свою позицию не выразили. Во-вторых, не был создан Фонд развития культуры, что также предполагалось. Дополнительных источников финансирования культуры по-прежнему нет. Вариант текста «Стратегии», который на сегодняшний день существует, далеко не удовлетворяет тех, кто заинтересован в этом в первую очередь.
Источник: http://izvestia.ru