Камерный хор Московской консерватории открыл фестиваль «Орган ПЛЮС»

11 января 2014 г. - 2 февраля 2014 г. | Главное

На святочной неделе Камерный хор Московской консерватории открыл Третий международный фестиваль «Орган ПЛЮС» который проходит в московском музее-заповеднике Царицыно и продлится до 2 февраля.

Идея проведения в рождественские дни органных концертов в Атриуме Хлебного дома в прекрасной соборной акустике принадлежит ведущему российскому органисту Константину Волостнову. Он же является художественным руководителем фестиваля, который за три года успел обзавестись и своей публикой, и собственными традициями.

Восемь тематических программ по выходным с участием органа, камерного оркестра, нескольких хоровых коллективов, консорта старинных инструментов, вокала, изысканных инструментальных составов представят репертуар на любой вкус – от раритетов старинной органной и вокально-инструментальной музыки до сочинений классиков XX века и джаза.

Как и в прошлые годы фестивальная программа насыщена внутренними взаимосвязями. Она посвящена не только сольному и ансамблевому репертуару «короля инструментов», но и творчеству композиторов определенной национальной традиции: так, «итальянский акцент» прошлого фестиваля в этом году уступит место «французскому прононсу».

Чтобы сочинять по-французски, не обязательно быть французом — намного важнее впитать национальный дух и овладеть секретами мастерства. Так, французским композитором «номер один» при дворе Людовика XIV был итальянец Жан-Батист Люлли, при дворе Людовика XVI — австриец Кристоф Виллибальд Глюк, «спасший» национальную французскую оперу от приверженцев Пиччини, и проживший всю жизнь в германских землях Иоганн Себастьян Бах, сочиняя «Французскую увертюру» и «Французские сюиты», тоже писал по-французски.

Путешествие в музыкальную историю этой страны началось с удивительной по глубине и проникновенности «Торжественной мессы» для солистов, хора и органа Сезара Франка, за чувственной красотой интонационного строя которой таится колоссальная сила духа. Как и Месса Россини, блестяще исполненная камерным хором МГК на предыдущем фестивале, — это подлинная домашняя мистерия, где в сравнительно небольших, «уютных» формах композитор заключает макрокосмос веры. Полной противоположностью Франку будет Месса Ave Maris Stella Жоскена Депре – композитора эпохи Возрождения. Согласно эстетическим канонам того времени, именно регламентированность высказывания, заключенная в строгих правилах письма, должна была приподнимать высокое искусство до передачи глубоких и истинных чувств.

Казалось бы, в клавирных концертах И.С. Баха нет ничего французского. Однако, слушая исполнение сразу на трех органах: собственно органе, «органе на коленях» (так французы называют аккордеон) и «русском органе» — баяне, — можно поймать себя на ассоциациях и оценить как схожую природу, так и невероятную гибкость звучания меньших собратьев.

Впервые один из концертов фестиваля будет посвящен джазу. Если имя импровизатора Владимира Хомякова широко известно органной публике, то знакомство с джазовой вокалисткой Юлианой Рогачёвой для многих гостей будет приятным открытием. Этот вечер преподнесет сюрпризы даже для организаторов, ведь джаз, в первую очередь, — импровизация.

Несколько программ фестиваля позволят окунуться в атмосферу доклассической эпохи — от незатейливых песенок странствующих труверов до причудливо сложенных и обильно орнаментированных барочных композиций Люлли, Рамо, Буамортье. В традиционной для фестиваля литературно-музыкальной композиции с участием актера театра и кино Константина Королькова прозвучат самые популярные и любимые произведения для органа. На закрытии же помимо изысканного барочного Концерта для органа с оркестром Мишеля Корретта, хоровых зарисовок Жанекена, Laudate и Tue s Petrus Сен-Санса и «Литаний» Пуленка прозвучит знаменитая кантата Gloria Вивальди для солистов, хора и оркестра. Появление итальянской музыки здесь не случайно — идея «объединённого вкуса» (стиля), возникшая на закате эпохи барокко, была основана на любви французов именно к итальянской традиции.

С каждым годом расширяется состав участников фестиваля. Наряду с друзьями и постоянными партнерами: Камерным хором Московской консерватории п/у Александра Соловьева, камерным оркестром «Российская камерата» п/у Андрея Кружкова, ансамблем средневековых и ренессансных духовых инструментов Alta capella, солистами Марией Власовой (аккордеон), Екатериной Милкиной (флейта), Людмилой Ерюткиной (сопрано), Тиграном Матиняном (тенор), — в концертах примут участие ансамбль солистов «Орфарион» п/р Олега Худякова, коллектив Sebastian п/р Екатерины Милкиной, один из ведущих российских баянистов Юрий Шишкин и специальный гость фестиваля — органист из Руана Винсент Форе (Франция).


Посмотреть программу фестиваля


Ссылки