Александр Бондурянский: «Большой зал Московской консерватории — место, где рождается чудо»

21 апреля 2013 г. |

1 апреля стартовала абонементная кампания Московской консерватории имени П.И. Чайковского сезона 2013/2014.

Назвать её масштабной — значит, ничего не сказать. Консерватория представила целых 42 абонемента на любой музыкальный вкус и слух: от безупречной классики до новейшего искусства.

Специальный корреспондент Classica.FM Елена Кравцун выяснила подробности новой абонементной кампании директора Департамента артистической деятельности и проректора Московской консерватории Александра Бондурянского.

Александр Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, какие сюрпризы ожидают слушателей в концертном сезоне? Что принципиально нового предлагает консерватория в своих абонементах?

Каждый сезон приносит свои новшества. Наши слушатели всегда с особым трепетом ожидают старта продаж абонементов. Особенно интересно наблюдать за ними, когда они подходят к абонементной афише и начинают её внимательно вычитывать. Удивительно меняются выражения их лиц, когда они обнаруживают что-то неожиданное или наоборот, убеждаются в том, что то, чего они так ожидали, всё-таки будет. На мой взгляд, это органичное сочетание постоянства и новизны и есть фундамент, на котором должна строится концертная жизнь.

К постоянным абонементным «рубрикам», прежде всего, следует отнести концерты наших коллективов в Большом зале консерватории. Это, в первую очередь, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Анатолия Левина (абонемент №1).

В этом году мы откроем новый сезон первого сентября. У нас уже сложилась такая практика: сезон в Большом зале консерватории открывается именно консерваторскими концертами, как правило, в День города, как приветственный посыл Москве, где родилась консерватория и где она продолжает жить. Последние годы концерт-открытие воспринимается москвичами с большим энтузиазмом, особенно после возрождения Большого зала.

Абонемент №1 откроется концертом, в котором прозвучат произведения Глинки, Россини, Равеля. Прозвучит также «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, солировать будет Даниил Крамер. В других концертах этого абонемента солистами выступят Наталия Гутман, Александр Рудин, Элисо Вирсаладзе и молодой пианист Филипп Копачевский.

В новом сезоне это новшество — мы в каждый абонемент обязательно включаем молодого исполнителя. Им может быть студент или аспирант, который, конечно, уже добился определённых высот в исполнительском искусстве. Сочетание восходящих звёзд и уже состоявшихся мэтров можно наблюдать во всех представленных абонементах. Это именно концепция. Смена поколений происходит всегда, важно сделать так, чтобы она не была катастрофичной, чтобы маститые исполнители заботились о своей достойной смене.

А кто утверждает кандидатуру молодого исполнителя, который будет выступать наравне с такими грандами, как Гутман и Вирсаладзе?

Возможных исполнителей выдвигают кафедры и факультеты. Кандидатуры рассматриваются на заседании артистического департамента, который я имею честь возглавлять, а затем утверждаются ректором консерватории. Александр Сергеевич Соколов скрупулёзно просматривает все программы абонементов. Мне кажется, что это правильный подход.

Вот сейчас мне на глаза попался абонемент №5 под названием «Пианистическое искусство». Здесь представлены Михаил Воскресенский, Наталия Трулль, Андрей Диев, ваш покорный слуга и Юрий Фаворин.

В последние годы мы озаботились проведением концертов для подрастающего поколения слушателей.

Дневные концерты для юных меломанов, так они называются, верно? Я была на заключительном концерте из этой серии. Симфонический оркестр студентов МГК исполнял попурри на темы Гладкова, Шаинского, Крылатова, Петрова. Я знаю, что студенты композиторского факультета консерватории для этого концерта специально делали оркестровки известных мелодий и сочиняли на их основе попурри. Это было очень живо и, главное, это прекрасная практика для всех…

Да, это так. В новом сезоне программы этих концертов выстроены в тематический ряд. Например, в абонементе №4 Симфонический оркестр студентов МГК, которым дирижирует Вячеслав Валеев, представит четыре концерта. Первый из них носит название «Путеводитель по оркестру» и предполагает звуковое знакомство с музыкальными инструментами. Я думаю, что это будет очень интересно.

Второй концерт называется «Новогоднее музыкальное путешествие», а третий – «Мультфильм», в котором будут собраны лучшие музыкальные номера из популярных мультипликационных фильмов. Мы очень рассчитываем на то, что эти концерты будут посещать целыми семьями. Хотелось бы сделать акцент именно на воспитательную роль семьи. Когда маленькие дети видят, что вся семья идёт на концерт, то они начинают понимать: «в этом есть нечто особенное».

В Вашей семье так было?

У меня в детстве было именно так. При том, что мои родители не были музыкантами, они старались обучить музыке своих детей, а нас в семье было трое. Конечно, мы ходили в концерты. Этот выход с мамой и папой в концерт превращался в настоящее событие. Не потому что они вели маленького в концерт – это один подход, а потому что они шли на концерт вместе с маленьким.

В своей абонементной политике мы делаем ставку на семейные концерты. У нас есть даже специальный абонемент с названием «В кругу семьи» (№41). Центральной идеей этого абонемента стала идея преемственности музыкальных традиций в семье. Знаменитые музыкальные династии будут демонстрировать, как они живут не только в рамках семейных отношений, но и в контексте музыкальных произведений. Выступят члены семьи Александра Чайковского, Михаила Воскресенского, Леонида Лундстрема, Сурена Ахназаряна.

В русле детской темы выстроен и абонемент «Чудо-дети». Первый концерт отдан победителям конкурса «Щелкунчик», второй – детскому хору «Весна», а в третьем будут представлены лучшие учащиеся Центральной музыкальной школы.

Эти концерты можно определить как «Дети для детей».

Да, примерно так. В абонементе № 40, который называется «Чудеса оркестровой ямы», сосредоточены познавательные концерты. Успех прошлогоднего фестиваля, посвящённого Дебюсси, вдохновил нас на создание целого абонемента «Музыкальный Диснейленд» (№ 42). На том фестивале один день был полностью посвящён детским сочинениям французского композитора, прозвучали «Детский уголок» и Ящик с игрушками».

Это были не просто исполнения пьес, а настоящие театрализованные сценки, которые вызвали интерес и у детишек, и у взрослых. От нас потребовали повторения, и мы в этом году в рамках абонемента проведём два концерта-утренника: первый посвящён Дебюсси, а второй состоится в рамках перекрёстного Года «Великобритания-Россия» и прозвучит «Королева фей» Пёрселла.

Вот такие детские программы мы можем предложить слушателям. Без ложного пафоса то, что делает консерватория, пусть не всегда финансово успешно, но наполнено глубоким содержанием. Консерватория – это спасительный остров в мире пошлости и цинизма. Во-первых, очень важно охранить себя, чтобы потом не стыдно было в зеркало смотреть. Во-вторых, воспитать студентов так, что не всё можно измерить денежными знаками. В-третьих, дать возможность ощутить радость прикосновения к высоким ценностям нашим слушателям, которых, поверьте мне, не стало меньше.

Александр Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о динамике посещаемости концертов.

Мы не теряем преданных слушателей, несмотря на то, что многие из них были вынуждены переселиться в спальные районы Москвы, но, тем не менее, они приезжают на концерты. Судя по тому, что количество публики не убывает, можно сказать, что приходят и новые меломаны. Мы это чувствуем даже по тем нечаянным аплодисментам между частями, к примеру, симфонии: значит пришли новые люди. Постепенно у нас сложился облик абонементов, вполне толерантный к новым веяниям в искусстве. Например, три абонемента посвящены великому джазу.

Какие абонементы Вы бы ещё отметили?

Мы очень чтим память ушедших профессоров и посвящаем им циклы значимых мемориальных концертов. В этом году мы отмечаем столетие со дня рождения великого пианиста Якова Зака (абонемент № 14). В торжественных вечерах примут участие Элисо Вирсаладзе, Светлана Навасардян, Владислав Агафонников, Тамилла Махмудова и многие другие, кто имел счастье учиться у Якова Израилевича.

Также пройдёт фестиваль, посвящённый 85-летию со дня рождения Льва Власенко (абонемент № 15). В рамках этого абонемента состоится выступление его учеников во главе с Михаилом Плетнёвым, который в свою очередь сыграет сольный концерт и продирижирует оркестром. Кроме этого, абонемент № 6 посвящён памяти Татьяны Петровны Николаевой. В его артистический состав входят: Михаил Петухов, Николай Луганский, Татьяна Пикайзен и даже внук Николаевой, молодой пианист и победитель скрябинского конкурса Арсений Тарасевич-Николаев.

В продолжение темы мемориальных концертов, напрашивается вот какой вопрос: совсем скоро состоится празднование 70-летия со дня рождения пианиста Николая Петрова. 14 апреля своё музыкальное приношение на сцене Московской филармонии представит Александр Гаврилюк и буквально несколько дней спустя у него же состоится сольный концерт в стенах Большого зала консерватории.

Вы наверняка в курсе этой нелицеприятной истории, главным фигурантом в которой был Гаврилюк. Как Вы считаете, правомерно ли священную сцену Большого зала предоставлять человеку со столь неоднозначной репутацией?

Я Вам сразу скажу: это не наш концерт. Его проводит Московская филармония. Так как Николай Арнольдович был профессором консерватории, то мы предоставляем зал для этого концерта. Вообще у нас в этом году прошёл целый абонемент к 70-летию со дня рождения Николая Петрова. Обратите внимание – не памяти, а ко дню рождения. Понимаете, от таких, казалось бы, незначительных мелочей зависит очень многое.

В рамках празднования состоялись концерты Михаила Воскресенского, Тиграна Алиханова, вашего покорного слуги. 16 апреля пройдёт финальный концерт этого абонемента, в котором примут участие Камерный оркестр «Musica viva» под управлением Александра Рудина и ученики Николая Арнольдовича. И в этом списке нет той фамилии, которую Вы упомянули. Хотя в только что вышедшем альбоме, посвящённом Петрову, который я сейчас пролистываю, в частности, есть и фотография Коли с названным Вами пианистом.

Я стараюсь не очень вникать в эти дела. До меня, конечно, доходили обрывочные сведения. Я знаю, что Николай Арнольдович сыграл большую роль в его судьбе и помог ему. Это всё даёт основание для включения его в этот мемориальный концерт. Обо всём остальном даже не хочется говорить. Почему-то филармония считает целесообразным построить концерт именно таким образом, значит, на то есть какие-то причины.

Давайте продолжим наше «путешествие» по абонементам консерватории…

Да, давайте продолжим. Я могу Вам сказать, что у нас традиционно существует абонемент Камерного оркестра Московской консерватории «Московия», который возглавляет Эдуард Грач. Это всегда очень яркие и энергетически насыщенные концерты. Другим Камерным оркестром Московской консерватории дирижирует Феликс Коробов, не раз поражающий публику особой изысканностью программ. В этом году он представляет три монографических концерта: Корелли, Гендель и Вивальди.

Какие ещё сюрпризы мы увидим в абонементах?

С прошлого года мы практикуем следующую вещь: предоставление наших концертных залов представителям других консерваторий. Это очень оживляет наши афиши и привлекает публику. Например, в прошлом сезоне у нас выступали Саратовский и Алма-Атинский оркестры, коллектив из Астаны, а сейчас мы ведём переговоры с Белорусской академией музыки. В скором времени наступит черёд Армянского молодёжного оркестра и Екатеринбургского оркестра.

Этот проект задуман нашим ректором как парад симфонических оркестров консерваторий к 150-летию Московской консерватории. Как видите, мы уже сейчас думаем, о том, что будет в 2016 году.

В наших абонементах широко представлено и органное исполнительство. Есть абонементы, посвящённые целиком музыке Баха, или не только Баха. На примере этих концертов можно проследить место органа в европейской культуре.

Я знаю, что для материальной помощи реставрации исторического органа Большого зала Московской консерватории был создан специальный Фонд. Расскажите, пожалуйста, как проходят работы.

Действительно был создан Фонд, который получил статус юридического лица. Туда поступают денежные средства. Не могу сказать, что широкой и полноводной рекой, но всё же поступают. Очень мощный взнос был сделан по результатам консерваторских концертов в Кремлёвском дворце. Мы вместе с руководством дворца организовали концерт нашего Симфонического оркестра, в котором выступили лауреаты конкурса имени Чайковского различных лет.

Конечно, для всего мирового органного сообщества факт, что такой инструмент молчит, – большая потеря. Многие зарубежные органисты стараются играть концерты, часть средств от которых потом переводятся в Фонд. Мы относимся к этому с большой благодарностью. Я думаю, что когда этот орган зазвучит вновь, то мы обязательно устроим торжественный парад органистов со всего мира.

Вы можете назвать какие-то определённые сроки?

В этом деле есть масса сложностей. Фирмы Cavaillé-Coll более не существует. Можно провести аналогию. Например, если у Вас сломалась машина, то Вы можете её ремонтировать не у официального представителя фирмы, а у любого автомеханика. Она, конечно, не будет уже такой же хорошей, как прежде, но ездить сможете. С инструментом так поступать нельзя. Мы это осознали ещё в период реставрации Большого зала.

То есть необходимо провести не ремонт, а научно выверенную, бережную реставрацию. При точно найденном алгоритме работ, кстати, в этом очень большая заслуга Александра Сергеевича Соколова, оказалось, что работы можно провести в сжатые сроки. Уже найдены мастера, проведено несколько экспертиз. Подготовительная фаза находится на стадии завершения.

Достаточно сложно давалось решение не вывозить орган или какие-то его части за рубеж, так как есть риск утраты и повреждений. Этот орган простоял с 1901 года в зале. Поэтому все работы будут вестись у нас в консерватории. К счастью, нам удалось во время реставрации Большого зала реставрировать и фасадную часть органа. Я – большой оптимист и верю, что к 2015 году он зазвучит. Но всё надо сделать основательно, без спешки.

К слову о реставрации. На Ваш взгляд, после какие изменения произошли в акустике Большого зала после столь основательной реставрации?

Стала лучше. Это связано с целым рядом факторов. Перед началом реставрационных работ была выстроена акустическая модель Большого зала, в которой были выверены все параметры, существовавшие на момент начала работ. Именно с этими параметрами мы сверялись на всех этапах, то есть не после завершения, а постоянно контролировали данные.

В мировой практике ситуация, когда акустическая модель зала была зафиксирована как объект охраны, происходила впервые. Мне доводилось рассказывать об этом за рубежом, и на меня смотрели с нескрываемым восхищением. Музыканты, которые посещают нас со своими концертами, подтверждают мои слова о том, что действительно акустика стала лучше. Когда играешь в Большом зале, то чувствуешь невероятный трепет. Это было всегда.

Какое у Вас было впечатление от Большого зала консерватории, когда Вы впервые туда попали в качестве слушателя и потом, уже когда играли на его сцене?

Когда я первый раз попал в этот зал, я надолго замолчал и потом только сказал «Ах!» Когда же мне впервые пришлось играть, я надолго замолчал, а потом сказал «Ах». Это «Ах» преследует меня всю жизнь – на своих концертах, и на концертах коллег.

Недавно состоялись концерты Оркестра Баварского радио. Это уникальный коллектив, дирижёр Марис Янсонс — один из лучших в мире. Когда такой коллектив, такой артист имеет возможность воплотить сполна свой замысел в такой акустике, в такой обстановке, тогда рождается чудо. Вот это для меня Большой зал консерватории.

Источник: http://www.classica.fm/


Ссылки


Александр Бондурянский

Народный артист России