Валентин Жук: «Во всех голландских оркестрах играют мои ученики…»
28 марта 2013 г. | Отзывы о событиях
Новую монографическую программу, посвященную творчеству П. И. Чайковского и его младших современников — С. И. Танеева и А. С. Аренского, представили замечательные выпускники Московской консерватории — народный артист России, профессор Амстердамской консерватории, скрипач Валентин Жук и лауреат международных конкурсов, кларнетист, дирижер Валентин Урюпин, которые в этот вечер выступили с уральским камерным оркестром «BACH».
О том, что сегодня волнует знаменитого выпускника консерватории, Валентин Жук рассказал для «Alma Mater». Потомственный скрипач, сын Исаака Жука, первой скрипки квартета имени Большого театра, ученик профессора А. И. Ямпольского, Валентин Жук окончил Московскую консерваторию и аспирантуру при Московской консерватории по классу профессора Л. Б. Когана. Лауреат Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо, Конкурса скрипачей имени Паганини, Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве Жук многие годы был первым концертмейстером Симфонического оркестра Московской филармонии. После 1989 года он преподавал в Амстердамской консерватории, работал концертмейстером Симфонического оркестра Нидерландского радио. Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты из беседы с Валентином Жуком.
«Играть в Москве старому москвичу непросто. Очень волнующий момент, тем более, что в Рахманиновском зале я раньше не выступал. Не так давно бывал в Москве каждый месяц, играл в оркестре под управлением Павла Когана. Сейчас работаю концертмейстером и солистом камерного оркестра «Камерата Амстердам». Руководитель этого оркестра тесно связан с екатеринбургским оркестром «BACH», который сегодня играет в концерте. В прошлом году оркестр «BACH» приезжал в Голландию. Мы вместе музицировали. С оркестром «BACH» работаю и я в Екатеринбурге, практически каждый год, в течение, наверное, 15 лет…
Мне повезло в жизни: я учился у блестящего, изумительного педагога — Абрама Ильича Ямпольского. Он был заведующим кафедрой скрипки Московской консерватории. В его классе Центральной музыкальной школы работали прекрасные ассистенты — Михаил Абрамович Горлицкий, Юрий Исаевич Янкелевич. Когда я был студентом консерватории, у Абрама Ильича в качестве ассистента начал работать молодой педагог Леонид Борисович Коган, признаваемый уже в то время одним из величайших скрипачей современности. После смерти Абрама Ильича (это было в 1956 году) Коган остался на кафедре скрипки, и я у него учился на четвертом и пятом курсах консерватории и в аспирантуре.
С благодарностью вспоминаю моих учителей, их самоотверженный труд. Несмотря на большую мягкость и благожелательность Абрама Ильича, я всегда волновался перед его уроком. Каждую неделю с учащенным сердцебиением входил в его квартиру, где он занимался со своими студентами. У Когана был другой стиль работы, более жесткий. Такое сочетание оказалось очень полезным для меня.
Я, видимо, был хорошим студентом, потому что получал все годы сталинскую стипендию — довольно приличные деньги, сравнимые с заработной платой инженера. Тогда была совсем другая учеба, чем сейчас. Много времени уходило на такие предметы, как история партии, политэкономия, марксизм-ленинизм, исторический материализм, диалектический материализм. Нынешние студенты, по-моему, таких слов не знают. Пропускать эти занятия было совершенно невозможно, потому что вас тут же отчисляли. Заниматься на своем инструменте приходилось чуть ли не по ночам.
А если говорить о моих учениках, я занимаюсь с ними, в основном, частным образом. В Амстердамской консерватории практически не преподаю: в Европе жесткие возрастные ограничения. Теперь чаще всего готовлю скрипачей к конкурсам в различные оркестры. И мне кажется, что я это удачно делаю, потому что во всех голландских оркестрах играют мои ученики или те музыканты, которых подготовил к поступлению.
Интересно и каждый раз по-новому складывается мое сотрудничество с Канадским национальным молодежным оркестром на протяжении, наверное, 10 лет. Это участие в ежегодных летних трехнедельных сессиях наряду с другими педагогами из разных стран. За такой короткий период мы готовим оркестр к гастролям, которые обычно проходят в конце лета. Например, были выступления в Японии. За три недели мы делаем профессиональный хороший оркестр при том, что молодые канадские ребята (в основном, восточного происхождения, корейцы, китайцы) к моменту поступления в этот коллектив совершенно не имеют опыта игры в оркестре.
Сейчас я довольно много занимаюсь дирижированием. Впрочем, и раньше в Москве в течение 19 лет руководил камерным оркестром — «Солисты Московской филармонии». Теперь у меня как у дирижера каждый год проходят гастроли в России по нескольким городам. Часто бываю в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, а также Минске, Киеве, Тбилиси. Работаю с местными оркестрами камерными и симфоническими».
Материал подготовлен координационно-аналитическим отделом