Встреча А.С. Соколова с представителями делегаций Китайской и Тяньцзиньской консерваторий
7 декабря 2012 г. | Отзывы о событиях
«В мире — большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством».
«Дао дэ Цзин». Пер. Ян Хин-шуна
На прошлой неделе Московскую консерваторию независимо друг от друга посетили сразу две китайских делегации, представивших две крупнейших консерватории КНР: Китайскую (г. Пекин) и Тяньцзиньскую (г. Тяньцзинь). Пекинскую делегацию возглавлял ректор, проф. Чжао Талим, Тяньцзиньскую — президент консерватории, проф. г-н Сюй Цзяньдун. Цели приезда делегаций и программы их пребывания в Москве были совершенно разные, за исключением одного: встречи с ректором, проф. А. С. Соколовым.
29 ноября ректор принял Китайскую консерваторию Пекина — учебное заведение высшего музыкального образования, хронологически второе после Центральной консерватории Пекина. Китайская консерватория была создана и названа, исходя из идеи пропаганды китайской музыкальной культуры, история непрерывного существования и развития которой насчитывает более чем три тысячи лет. Сегодня, однако, внимание руководства Китайской консерватории в большей степени обращено на изучение опыта западной культуры. Представители Китайской консерватории приехали к нам посетить уроки сольфеджио проф. М.В. Карасёвой, проф. И. К. Кузнецова и доц. И. В. Воронцовой, познакомиться с организацией учебного процесса в классах композиции, услышать новые сочинения в программах фестиваля 34-го Международного фестиваль современной музыки «Московская осень — 2012» . На встрече в ректорате был подписано долгосрочное Соглашение о сотрудничестве между Московской и Китайской консерваториями, подразумевающее взаимодействие вузов в области информационной, образовательной, научной и концертно-фестивальной деятельности.
Накануне, 28 ноября, состоялась встреча ректора с делегатами Тяньцзиньской консерватории. На вопрос проф. А. С. Соколова о том, успевают ли гости посмотреть Москву, президент, проф. г-н Сюй Цзяньдун и директор библиотеки, доктор г-н Ван Цзяньсинь ответили, что проф. Сюй Цзяньдуну это удается с большим успехом. В то время, как президент консерватории посещает музеи города, доктор Ван Цзяньсинь вместе с основателем и заведующей кафедрой цитры гуцинь, проф. г-жой Ли Фэнъюнь, как и последние десять лет, занимаются со студентами и аспирантами Московской консерватории. Цитра гуцинь — центральный инструмент китайской музыки, который в 2003 году был признан ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человеческой цивилизации. Увидеть этот инструмент в Китае сегодня можно не так часто. К слову сказать, в Китайской консерватории специализации «гуцинь» не существует, а вот в Тяньцзиньской стараниями проф. Ли Фэнъюнь была создана уникальная кафедра, питомцами которой стали несколько студентов Московской консерватории.
«Первой ласточкой» на поприще не только теоретического, но, в первую очередь, практического изучения китайской музыкальной культуры в Московской консерватории стала аспирантка Нина Старостина (класс цитры гуцинь проф. Ли Фэнъюнь). Она провела несколько лет на стажировке в Тяньцзиньской консерватории, где под руководством проф. Ли Фэнъюнь осваивала традицию игры на древней китайской цитре гуцинь.
Вслед за Ниной Старостиной в консерватории Тяньцзиня стажировались аспирантки ИТФ МГК Евгения Глухова и Анастасия Новоселова (класс гуцинь проф. Ли Фэнъюнь, класс дицзы проф. Вана Цзяньсиня). В нынешних занятиях в Москве участвовали не только студенты и аспиранты Московской консерватории (Анна Полулях, 2 курс ИТФ, Е. Глухова, А. Новоселова), но и студентки Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова (Марина Лоева, 3 курс ИТФ) и Белорусской академии музыки (Наталия Рудько, 2 курс ИТФ), решившие посвятить себя изучению китайской музыки.
В рамках ноябрьского визита в Москву профессора Тяньцзиньской консерватории Ван Цзяньсинь и Ли Фэнъюнь выступили в Конференц-зале МГК с программой, полностью состоящей из пьес классического репертуара чжунго гудянь иньюэ — китайской классической музыки. Слушатели насладились и утончённым звучанием цитры гуцинь и флейты сяо, и тёплым голосом окарины сюнь, и блестящими переливами флейты дицзы, и витиеватыми переборами лютни пипа. Во время встречи с ректором начальник Департамента международного сотрудничества МГК, проф. В.В. Суханов отметил, что с удовольствием слушал музыкантов, «которые входят в число лучших в мире».
В знак особого уважения ректору Московской консерватории, с которой Тяньцзиньскую консерваторию связывают узы многолетнего, плодотворного и содержательного, по-настоящему творческого сотрудничества, гости преподнесли в дар свиток с видами Тяньцзиня на шёлке с дарственной надписью Московской консерватории и трактат «Дао Дэ Цзин» («Канон о Пути и Благодати»), напечатанный на шёлковых листах. Делая такой подарок, китайские профессора тем самым подчеркнули, что этот визит для них — не формальная поездка, а новый шаг на пути укрепления сотрудничества, в основе которого лежит искреннее желание глубокого взаимного изучения.
А. Новоселова