«Консерватория + Университет». Отзыв К. Ефремовой
К. Ефремова, 17 февраля 2012 г. | Отзывы о событиях
В пятницу вечером студенты Высшей школы экономики встретились со студентами консерватории, чтобы поговорить о проблеме выбора и специфике своих будущих профессий, учебе, Вагнере и Евровидении.
Марина Валериевна Карасева собрала, на первый взгляд, ничего общего между собой не имеющих, социологов и музыкантов в стенах консерватории на необычном семинаре. Вечер начался со знакомства, каждый рассказал, почему его выбор пал именно на ту или иную специальность, высказался о перспективах на будущее. Социологи из Вышки оказались весьма целеустремлёнными и уверенными в себе, никто из них не сомневался в выборе специальности. Музыканты пытались объяснить, как вообще можно заниматься музыкой и что это за профессия «музыковед». Основной темой дискуссии стали музыкальные клипы — философия, штампы, находки. Участникам было предложено несколько музыкальных видео, которые анализировались со всевозможных сторон. Акцент ставился на личном восприятии того или иного клипа, при чем больше внимания было уделено несоответствию аудио- и видеоряда. Студенты высказывали свои пожелания о том, каким на их взгляд должно быть видео на данную музыку, искали причины неудачной подборки, предлагали свои варианты.
Сильный ажиотаж вызвала запись, где вместо видео-ряда на экране появились ноты. Восторженные музыканты сразу начали следить и анализировать. Социологи же негодовали:
— «Ноты? Нужно, чтобы определённые ноты загорались в нужный момент, как в караоке!» Они называли ноты китайской грамотой и непонятной инструкцией, безинформативной картинкой, которая ничего не даёт, а значит, вообще не нужна.
Мнения «немузыкантов» разделились, когда во фрагменте из фильма Ларса Фон Триера «Меланхолия» зазвучала музыка Рихарда Вагнера. Были высказаны, как лестные, так и резко негативные отзывы.
В заключение Марина Валериевна предложила нам послушать композицию без видео-ряда и описать человека, который мог бы написать такую музыку. Это оказалось вовсе не классическое произведение.
— «Почему такой мрачный текст на такую веселую музыку?» — всполошились социологи.
— «Текст? А я на текст внимания не обратила, я слушала мелодию... » — растерялся кто-то из музыковедов, остальные согласно закивали.
Когда, после недолгой дискуссии о том, кто же мог сочинить такую музыку, выяснилось, что это один из участников встречи, пятикурсник с дирижерско-хорового факультета консерватории, да к тому же еще планирующий участвовать в конкурсе Евровидения, многие девушки заулыбались, попросили ссылку на его страничку в контакте и пообещали за него проголосовать.
В конце вечера одна из девушек-социологов осторожно спросила:
— «А вы здесь обсуждаете политику, выборы? Вы вообще в курсе, что происходит?»
— «Конечно, обсуждаем, это вызвало такой резонанс, нам не всё равно!»
И пускай иногда социологи не понимали зачем нужны ноты или почему столь гнетущая музыка Вагнера вызывает в музыкантах восхищение и интерес, чаще ассоциации совпадали, отличаясь лишь своей трактовкой, ввиду привычки смотреть на все с разных углов. В своем анализе социологи иногда не могли подобрать точных слов, но объясняя все непривычно просто сделали атмосферу встречи, которую они поначалу называли семинаром, по-домашнему теплой. Наконец стало понятно, что у девушек из Вышки и консерваторцев все же есть точки пересечения. Студенты перестали смотреть друг на друга с опаской и непониманием, социологи «смешалась» с музыкантами, чтобы поделиться впечатлениями от встречи, рецептами шоколадных кексов, сделать совместную фотографию и, поблагодарив Марину Валериевну, разошлись ждать следующей встречи.
Ксения Ефремова, студентка I курса МГК
(историко-теоретический факультет)